«Краткая история русского инакомыслия» – новая постановка Елены Греминой, основанная на документальных текстах XVII-XX веков. Спектакль в нескольких новеллах будет еще трансформироваться. Создатели обещают в дальнейшем изменять в разные стороны количество историй и персонажей. Мы, например, побывали на самом первом представлении из пяти новелл.
Вместо пролога к последующим историям актеры наглядно продемонстрировали зрителям, как легко меняется мнение или даже убеждение, в зависимости от ситуации. Интерактивный опрос наверняка будет идти в каждом представлении, так что секретов открывать не стану, сами убедитесь…
Если по Гоголю «театр – кафедра», то Театр DOC в этом спектакле взял на себя еще и просветительскую миссию: зрителям-слушателям живо обрисовали русскую историю на конкретных примерах. Иметь свое суждение – это позиция, требующая от человека, не только осознания себя («в твои лета не должно сметь свое суждение иметь…»), но и силы мысли и силы духа. Известно, что в общем «строю» сложно жить и думать не «в ногу». Позиция, таким образом, становится оппозицией, а инакомыслие по давнишней российской традиции всегда запрещалось, наказывалось, преследовалось, так что оппозиционеры превращались в мучеников.
фото Михаила Гутермана
На сцене Театра DOC - четверо молодых актеров представляют людей, судьба которых поневоле оказалась геройской: иначе жить они не могли…
Режиссер Елена Гремина принципиально не зачислила в герои революционеров, террористов, храбрых вояк, а вытащила на свет истории людей, просто пытавшихся жить в мире согласно своим убеждениям.
фото Михаила Гутермана
Актрисы Руслана Толкач и Наргис Абдуллаева тонко, звонко и с юмором исполнили отрывок из комической оперы о правдолюбах. Суть ее в том, что в 1769 году при Екатерине стал выходить сатирический журнал «Всякая всячина», естественно, проправительственный, зато настоящую сатиру можно было найти в журнале «Трутень», появившемся в том же году. Издателя Николая Новикова, посмевшего критиковать императрицу и ее фаворитов, заточили в крепость.
Следующую историю разыграли актеры Константин Кожевников и Дмитрий Кривочуров. Новелла о братьях Бестужевых, закончивших свои молодые жизни в тюрьме и ссылке за мирное восстание на Сенатской площади. О геройстве и благородстве декабристов написано и поставлено много, а еще, оказывается, именно Бестужевы, сидя в соседних одиночных камерах, придумали тюремную азбуку, хоть в какой-то степени облегчившую жизнь многим заключенным.
фото Михаила Гутермана
Пронзительна история о трагедии Николая Бухарина. Ребята просто и страшно читают отчаянное письмо Сталину от несчастного замученного и забитого в застенках НКВД человека.
Годы абсурдного террора – одна из самых горьких страниц нашей истории.
В обстановке массовой клеветы и клинических подозрений были уничтожены сотни тысяч ни в чем не повинных людей.
Заканчивается спектакль рассказом о долгих мытарствах религиозного человека Александра Перепеченых. Вера обрекла его на многолетние страдания по тюрьмам и лагерям, она же помогла ему выжить при Сталине и Хрущеве в пору самых жестоких преследований за любую религию. Он – не бунтовщик, он просто не желал сотрудничать ни с какой властью, наивно пытаясь отстаивать свою истину, свое право на веру. Тихий проповедник, противостоявший злу, умудрился выстоять в тяжелейших условиях и дожить до девяноста лет (умер в 2013-м году).
От сердца и ума советую вам посмотреть эти героические истории в героическом документальном театре, отважно отстаивающем свое право на слово в искусстве.