Маска, я тебя не знаю
Вот уже одиннадцатый год покоряет Москву «Коляда-театр». Покорил-то он с первого раза, да Москва большая, театралов много, а театр – редкий, самобытный, всем хочется взглянуть, не ехать же за Урал за этим чудом, вот и вывозит за собственные деньги своих артистов Николай Коляда – создатель, художественный и коммерческий руководитель, главный режиссер, драматург и актер. За годы успешного сотрудничества с Театральным Центром на Страстном в ряды заядлых колядовцев вступило несколько тысяч москвичей, они - уже даже не зрители, а болельщики. На каждый спектакль они приходят переживать за любимых артистов, знают во всех подробностях не только творческие, но и бытовые аспекты, и пишут в интернете восторженные отзывы, завлекая знакомых и друзей в свои ряды.
Перед началом спектакля «Маскарад» руководитель театра, главный режиссер, драматург и артист Николай Коляда признался зрителям, что начисто переписал драму Лермонтова: «Ну какую пьесу можно написать в двадцать один год? - Обратился Коляда в зал. - А так все получилось стройно и красиво, вам понравится…». И зрителям понравилось. Они долго бисировали, не хотели отпускать участников спектакля, пытаясь выразить свою благодарность не только аплодисментами, но и материально. Молодому и кудрявому купидону, исполнителю роли князя Звездича (Игорь Алешкин) вручили огромный шоколадный торт, звезду, любимца публики, исполнителя роли Арбенина Олега Ягодина осыпали роскошными цветами и подарками…
Драматурга-режис
Коляда лихо и размашисто переписывает самых любимых классиков, не жалея густых масляных красок. Акварели с прозрачными тенями – это не сюда. Тут в ходу яркие сочные цвета, хороводят игральные карты, кривляются паяцы, а маленькие куколки в цветных балахончиках гармонично спрягаются с всеобщим балаганом, где Арбенин обращается с Ниной как с собственной куклой, не признавая за женой никакого права: ни на истину, ни на жизнь.
Актерский состав безупречен. Очень выразительна массовка, которая неторопливо вводит публику в нужное постановщику состояние. Участники «Маскарада» двигаются друг за другом по сцене сомнамбулическим паровозиком и в такт музыке издают разнообразные звуки – вздыхают, посмеиваются, посвистывают, притоптывают, исчезают и появляются. Здесь налицо не только карнавальные, но и аптечные маски (абсолютно больное общество), и дискоатрибутика с разноцветными зеркальными очками и блестящими шариками-подвеск
Когда публика окончательно поддается театральному гипнозу, на сцену выходят главные герои драмы.
«Как новый вальс хорош! В каком-то упоенье… кружилась я быстрей…» - все условно вальсируют, в том числе и сам Арбенин (Олег Ягодин), равнодушный, холодный хищник, неумолимо и ревностно сужающий жизненное пространство Нины (Василина Маковцева), не упуская ее ни на миг из виду. Нина, которую на руках выносят на авансцену в пушистом белоснежном облаке парашютного шелка, стремящегося обратно в небеса, такая тонкая и хрупкая, такая беззащитная в этих детских нелепых очках. Не внимать до последней минуты своему року, быть настолько близорукой, это - защита, наивность или любовь? Маску Арбенина ей никогда не разгадать, а смерть-бабочка-б
«Если бы знать…». Как хорош этот вальс, которого нет, но который все напевают. Нина – по просьбе избранного общества, Арбенин – в финале, только тут он его уже не поет, а скулит, воет, не веря, что конец, край, что уже ничего не вернешь, не исправишь. Судя по реакции некоторых зрителей, они тоже все не верили в непоправимость, потому что хитрый режиссер все тянул, оттягивал, давал надежду…
Арбенин – всем судья, но только не себе. Артист Олег Ягодин виртуозно подводит своего героя к страшному финалу. Без всякого грима и париков он на глазах бледнеет, мрачнеет, седеет, чахнет, и можно быть уверенным в том, что после смерти убиенной Нины, он уже не оправится.
И уж напоследок никак не обойтись без комплиментов всему спектаклю, который долго не выходит из памяти.
Восхитительна сцена, где баронесса Штраль (Алиса Скворцова) и Ко в кипельно-белой пене все из того шелка безуспешно пытаются смыть с себя наветы и сплетни. Те же волны шелка уносят в финале мертвую Нину, словно воды Стикса.
А от жизнерадостного солнечного купидона Звездича (актера Игоря Алешкина) веет здоровой физикой и полным отсутствием рефлексии. Зачем такому молодцу переосмысливание своих поступков? Это - удел Несчастливцевых. А князь – любимчик. Тем больнее прозрение и страшнее вина, цена которой - чужая жизнь. Шутки в сторону. Финита ля комедия!
Так хотелось отметить еще несколько эффектных сцены из спектакля, но лучше все же видеть самому. Того, кто не успел побывать в Москве на триумфальных гастролях Коляды-театра, ждет радость встречи в Екатеринбурге или в Москве…ждать недолго - обязательно приедут в следующем году.
Место встречи и время те же: январь в театральном Центре на Страстном.
материал опубликован в журнале "Театральный мир", февраль 2017 год