Рассказ, легенда, сказание, притча «Чем люди живы» так бы и затерялась несколькими страницами в полном собрании сочинений Льва Николаевича Толстого, если бы режиссер Татьяна Тарасова не сочинила по короткой прозе в жанре морализаторской литературы свою трогательную историю, почти рождественскую сказку. Возможно, православные люди эту духоподъемную историю воспринимают глубже, но независимо от вероисповедания или отрицания религии, зрители во время спектакля светлеют душой, обогревая сердца лучами той доброты, которой переполнен спектакль Театра «Ведогонь».
Интересный персонаж ввела Татьяна Тарасова в свой спектакль. Задорная крестьянская девочка (Евгения Михеева), бойко ведя рассказ от автора, задает общий темпоритм и украшает действие веселой искренней тональностью. Без девочки другая постановка этого рассказа имела б нравоучительный характер и менторскую интонацию. Когда девчушка пытается разобрать строки Писания по назиданию матери: «Читай, дочка, Писание, человеком будешь!». «А я что, не человек?», – удивляется, все моментально проникаются к ней доверием и сочувствием, действительно, ужасно трудно разобрать эти вирши. Евгения Михеева – совершенный ребенок в этой роли, очень интересно было бы посмотреть ее работы в других спектаклях.
История незамысловатая: сапожник пошел купить овчины на шубу, а то ж старая совсем не годится, да и носили они ее вдвоем с женой по очереди, когда надо было зимой на улицу выйти. Пошел в соседнюю деревню, где ему мужики задолжали за обувь пять рублей. Отдали ж ему всего двадцать копеек, которые он тут же пропил, раз с шубой не получилось.
Семен (Илья Роговин) своей простотой и наивностью смахивает на Иванушку–Дурачка, но артист придает портрету своего героя столько мягкого и уютного обаяния, что не любить и не прощать такого "дурачка" попросту невозможно. Вот и прощает его любящая жена, оставшаяся без шубы и денег. Матрена (Марина Бутова) – тонкая нежная, душа у нее поет - как такую не полюбить? В семье Семена и Матрены живет настоящая любовь, водится неподдельное счастье, иногда омрачаемое лишь тем, что хлеб не на что купить, деток (а их много, судя по звону раздаваемым мискам) накормить нечем.
Художник Ольга Галицкая сочинила уютный мир маленьких, обтянутых шитьем домиков, в которых печными трубами торчат горлышки бутылок.
Те же бутылки годятся для иллюстрации выпивки с горя. Несколько пар изношенной обуви и пух/перо, который Семен пригоршнями выхватывает из кармана, играют важную роль в спектакле. Когда Семен по дороге встречает ангела, в воздухе надолго зависают пушистые снежинки, и сразу верится в холодную зиму и в то, что ангелы могут мерзнуть и испытывать все те же чувства, что и люди.
Ангел, наказанный Богом за то, что не исполнил его воли - не забрал душу матери новорожденных, спущен на землю, чтобы узнать, чем люди живы. Незаурядный облик Ярослава Шевалдова чрезвычайно подходит к этой роли - неземная красота и печать тайны на лице. Ему ведомо что-то такое, чего не знают люди, а ему, в свою очередь, необходимо понять людей.
В доме приютившего его Семена ангел проводит шесть лет в качестве помощника. Как он радуется добрым помыслам, обнадеживая: «Бог вас спасет…»!
Честное слово, я поверила в его Бога, во всяком случае, в его ангела точно.
фото с официального сайта театра