Спектакль режиссера Петра Шерешевского – экзистенциальное исследование о внутренней безвыходной эмиграции, когда необходим Исход, потому что это – единственный способ изменить опостылевшую жизнь, все забыть и начать с нуля. Главный герой (Дмитрий Уросов) в прошлой жизни был Андреем, там, в прошлом, у него остались нелюбящая и нелюбимая жена и сын – аутист, и квартира. Уйдя из дома с легким сердцем и таким же рюкзаком, герой выключает память, наслаждается свободой, постепенно становится бомжом и оказывается в психоневрологическом интернате. Реальность в стране за последние сто лет не раз становилась такой непереносимой, абсурдной, что сумасшедшие дома никогда не пустуют, а сюр характеризует нашу повседневную жизнь, будни и праздники.
Назвавшись библейским именем Моисей, неизвестный герой ищет выход, только за новым Моисеем никто не следует.
Над ним ставят психологические эксперименты, его изучают как подопытного кролика и никуда не отпускают. Исследовательница Марина (Анна Котляр) пишет по поведению Моисея какую-то научную работу. Равнодушная и прекрасная, как мраморная статуя, холодная и циничная Марина не пробуждает в Моисее никаких чувств.
К предложенному ею совершенному телу мужская рука не потянулась. Моисей – не мужчина, он – библейский персонаж. Валя (Янина Хачатурова), пациентка из соседней палаты, прямо сейчас готова идти, только если Моисей скажет, куда лучше и какой смысл? Моисей не знает...
Скрипит под ногами белый песок (пустыня, пляж, детская песочница), скрежещут ржавые качели - художник спектакля Надежда Лопардина выстроила внебытовое, хотя и переполненное вполне бытовыми деталями пространство, где нашлось место разрисованной сумасшедшим художником стене детского сада, палате с тревожными пациентами, прудику с рыбками. Усиливается эмоциональная передача с помощью самых громких музыкальных инструментов самодеятельный оркестр (композитор Ванечка), лица и макет палаты - крупным планом (видеорежиссёр Михаил Багрянцев).
Пьесу Полины Бородиной перечитытать не хочется - на мой взгляд, Петр Шерешевский вытянул из текста, все, что смог, но глубины пьесе все же не хватило. Символов много: рыбы, настоящие и игрушечные, всепоглощающий зыбучий песок, радуга, черный крест и белая божья коровка… умом все схватываешь, но скорей созерцаешь, чем сопереживаешь. Самый живой персонаж получился у Антона Шварца – казалось бы, небольшой эпизод, но в нем – судьба, и за душу берет: болезнь пожирает личность, впереди – только пустота и зависимость. Страшно жалко бедного парня.
И еще раз с удовольствием хочу отметить, в какой отличной форме пребывают артисты театра «Шалом»: что бы им не доводилось играть, они делают это с полной выкладкой, драйвом и сумасшедшей органикой.
фото с официального сайта театра
Режиссер: Пётр Шерешевский
Художник: Надежда Лопардина
Композитор: Ванечка (Оркестр приватного танца)
Художник по свету: Елена Перельман
В ролях:
Дмитрий Уросов, Анна Котляр, Антон Шварц, Янина Хачатурова, Антон Ксенев, Вероника Патмалникс, Александр Мокроусов