В знаменательный ДЕНЬ ТЕАТРА закончила свою работу творческая Лаборатория Театра Наций в Камышине. Камышинский драматический театр стал в этом году первым участником ежегодных лабораторий, входящих в Программу поддержки театров малых городов России.

Руководители и организаторы Лаборатории - куратор Проекта Елена Носова и арт-директор Олег Лоевский собрали сильнейшую команду режиссеров и педагогов: Георгий Цнобиладзе, Владимир Золотарь, Андрей Цисарук, Георгий Архипов и Батраз Засеев, которые за неделю успели совершить невероятное. Артисты прошли интенсивные курсы повышения квалификации по сценической речи и сценическому движению, сыграли новые роли в новых пьесах, попробовав себя в новых амплуа. Лаборатория по современной драматургии выявила большой потенциал труппы и желание коллектива продолжить работу в этом  направлении.

 

Лаборатория начинается с того, что театру высылается несколько десятков  пьес современных драматургов. Руководство театра должно выбрать три и распределить актеров по ролям, по возможности задействуя в работе весь коллектив, включая цеха. В Камышинском театре давно мечтали о подобном эксперименте и ждали команду Театра Наций с энтузиазмом. Арт-директор Лаборатории Олег Лоевский в первый день иронично пообещал участникам могучий стресс с неизвестным финалом, но никто не испугался. Режиссеры - Георгий Цнобиладзе Владимир Золотарь Андрей Цисарук обследовали  каждый уголок театра в поисках подходящего пространства для своих будущих эскизов. Педагоги Батраз Засеев (Москва) и Георгий Архипов (Санкт-Петербург), едва познакомившись с труппой, сразу приступили к занятиям. Технические службы театра в полной боевой готовности ожидали указаний для воплощения смелых режиссерских идей.

Каждое утро в театре начиналось с мастер-классов по сценическому  движению преподавателя кафедры пластической выразительности актера театрального института им. Бориса Щукина Батраза Засеева /Москва/

и сценической речи преподавателя кафедры сценической речи РГИСИ Егора  Архипова / Санкт-Петербург/.

Затем полным ходом шли репетиции будущих спектаклей. Рабочий день артистов длился с десяти утра до позднего вечера, но никто не жаловался. Каждый участник испытывал небывалый подъем, хотя без стресса, конечно, не обошлось, ведь артистам пришлось в кратчайшие сроки вспомнить забытые навыки, привести в порядок физический и речевой аппарат и выучить текст новой роли. На Лаборатории разрешается пользоваться текстами, но часто срабатывает правило конкуренции: каждая группа артистов хочет, чтобы их эскиз стал самым лучшим.

26 марта зрителям показали первый эскиз. Над пьесой драматурга Олега Михайлова «Белый шум» работал опытный режиссер, обладатель «Золотой маски» Владимир Золотарь (выпускник СПбГАТИ / РГИСИ). Для будущего спектакля было выбрано пространство театрального фойе. Режиссер остроумно использовал входную группу, зеркала и стойки гардероба. Для зрителей это было непривычно, но очень понравилось.

Пьеса Олега Михайлова – острая, поднимающая вопросы сохранения человеческого достоинства в неблагоприятных условиях. Выйти из Зоны комфорта Человеком или остаться, но стать предателем. Режиссер Владимир Золотарь помог каждому артисту раскрыться в неожиданной для него роли, выстроил точный рисунок. Особенно хочется отметить актерские работы Ларисы Жаровой, Светланы Олейник, Марии Тульниковой, Дарьи  Манвайлер, Алексея Лобойко, Юрия Юдина.

Смысловое содержание пьесы зрителей несколько смутило: таких  откровенных провокаций здесь еще не видели. «Белый шум» - совокупность невнятных звуков и радио-тонов, а также бело-серая рябь на экране, с помощью которых можно выразить протест, когда иного способа нет. События разворачиваются в офисе радиостанции, но офис может быть  любой, так что ассоциировать себя с героями спектакля не так уж трудно. Злободневность темы цепляет, заставляет задуматься о собственном выборе.

После просмотра зрители долго обсуждали увиденное, волновались, спорили, что не могло не  радовать организаторов Лаборатории. Самое главное в искусстве  - не оставить равнодушным, «зацепить». Настоящий театр – не должен развлекать, он лишь наводит на размышление.  

Для постановки эскиза по пьесе Ярославы Пулинович «Земля Эльзы» режиссер Андрей Цисарук (выпускник ВТУ им. Щепкина и ГИТИСа, Москва) выбрал традиционное пространство – большой зал. Зато решение мизансцен оказалось непривычным для местной публики: все действующие лица во время спектакля постоянно находились на сцене, менялись только ракурс и экспозиция. Андрей Цисарук выбрал на редкость удачное музыкальное сопровождение - зрители охотно откликались  аплодисментами.

Популярная в России пьеса Ярославы Пулинович имеет неизменный успех у публики и нравится артистам. История о нежных чувствах, вспыхнувших на старости лет у одной пожилой пары, о непонимании и непринимании этих чувств родными и близкими, никого не оставляет равнодушным. Как отстоять свою любовь, право распоряжаться собственной судьбой, если взрослые дети бестактно вмешиваются в жизнь собственных родителей. Одна и та же фраза: «Я тебя люблю…», а какие разные смыслы она в себе несет.

В каждом человеке живет желание любить, но не у всех  оно реализуется. Именно надеждой «зацепил», тронул эскиз «Земля Эльзы» зрителей разного возраста, активно принявших участие в обсуждении. Камышане  восхищенно  отметили, что открыли своих любимых артистов заново. Татьяна Торощина, Юрий Щербинин, Светлана Юдина, Николай Дубровин, Анна Ломако, Лилия Дайнега, Галина Хвостикова после показа радостно принимали цветы и комплименты от поклонников.

Эскиз спектакля «Свидетельские показания» Дмитрия Данилова режиссер Георгий Цнобиладзе (экономический факультет СПБГУ и актерско-режиссерский курс СПбГАТИ) репетировал и показывал на малой сцене Камышинского театра. Сюжет пьесы, на первый взгляд, кажется простым: невидимый следователь допрашивает свидетелей, приглашая их рассказать о человеке, выбросившемся из окна, но драматург Дмитрий Данилов широко известен тем, что способен показать реальный абсурд и абсурдную реальность.

В его пьесах все очевидно и невероятно. «Свидетельские показания» - последняя его пьеса, позволяющая режиссеру много вольностей. Можно задействовать пару десятков актеров, раздав им по одной маленькой роли, а можно, проявив фантазию, наградить двух артистов бенефисами, позволив каждому проявить себя разножанровым артистом в стиле великого Аркадия Райкина.

Артисты Светлана Смирнова и Александр Ферхов играют мужчин и женщин разного возраста, перевоплощаясь за считанные секунды. Оторваться от сцены невозможно, хотя никаких событий не происходит.

Показания противоречивы, свидетели морочат голову и следователю, и зрителям, образ эфемерного главного героя все больше растворяется в неведомой дали.

Режиссер Георгий Цнобиладзе попытался смягчить провокационный финал пьесы философским размышлением об одиночестве, равнодушии и усмешках судьбы. Какие-то персонажи получились у артистов более удачными, какие-то менее, но нужно отдать должное их способности выучить так много текста за столь короткое время и таланту перевоплощения. Крупный план героев на экране не давал возможности сфальшивить. Зрители восторженно благодарили артистов за доставленное удовольствие, за театральное чудо.

После каждого показа Олег Лоевский просил зрителей высказываться и голосовать за один из вариантов: «продолжить работу» или «забыть как страшный сон». Зрители единодушно признали, что эскизы получились почти полноценными спектаклями и пожелали видеть их в репертуаре театра.

Подводя итоги Лаборатории, директор театра отметил, что задачи выполнены на сто процентов, потому что все участники были заряжены на результат: выложились и педагоги, и режиссеры, и артисты смогли проявить себя по-новому, показаться зрителям и коллегам в неожиданных амплуа. Артисты признались, что очень боялись не справиться, но напряжение этой недели сполна компенсировалось результатом.

В Камышинском драматическом театре, прошла пресс-конференция, посвященная творческой Лаборатории по современной драматургии Государственного Театра Наций и подготовке к предстоящему XVII Фестивалю театров малых городов России - 2019.

Елена Носова - куратор театральных проектов Государственного Театра Наций:

- Россия – страна малых городов: по статистике насчитывается 1114 городов, из них 788 городов относится к категории малых городов. Профессиональных театров в России – 647, из них около двухсот – театры малых городов.

Федеральная программа по поддержке театров малых городов России разработана и осуществляется Государственным Театром Наций под руководством народного артиста РФ Евгения Миронова при участии Министерства культуры Российской Федерации.

 Программа включает в себя:

  1. Фестиваль театров малых городов России (ФТМГР)
  2. Показ спектакля-победителя в Москве, на сцене Государственного Театра Наций
  3. Выездные творческие Лаборатории по современной драматургии с участием столичных режиссеров, организаторов, педагогов, критиков.

По инициативе художественного руководителя Театра Наций, народного артиста России Евгения Миронова, с 2010 года, Фестиваль стал ежегодным.

С 24 по 30 мая 2019 года в городе Камышин Волгоградской области пройдёт XVII Фестиваль театров малых городов России. Шестнадцать театров покажут свои лучшие спектакли. В программе Фестиваля конкурсная, образовательная, внеконкурсная программы. Уникальность Фестиваля заключается в том, что творческим группам коллективов предоставляется возможность оставаться в течение всего времени работы на Фестивале, смотреть работы друг друга, участвовать в программах и обсуждениях работ Фестиваля.

На Фестиваль приедут театры из Свердловской, Самарской областей, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Республики Саха Якутия, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Красноярского края, Пермского края...

Для участников Фестиваля театров малых городов России осуществляется обширная профессионально-образовательная программа, опытные педагоги проведут для участников семинары, мастер-классы, тренинги, встречи с деятелями российской культуры. Компетентное жюри из ведущих театральных критиков России определит победителей по номинациям: Гран-при за «Лучший спектакль большой формы» и «Лучший спектакль малой формы»; «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», Приз «Надежда». Спектакли-победители большой и малой формы, представят Фестиваль в Москве, на сцене Государственного Театра Наций.

 Внеконкурсная программа Фестиваля отличается разнообразием специальных культурных   проектов: гостевой спектакль с участием ведущих театральных деятелей; творческие встречи; читки новых пьес с участием драматургов, актеров и режиссеров театров; художественные проекты разнообразных   форматов: выставки и т. д. Особое место занимает специальная программа кино.

Для гостей составлены интересные экскурсионные программы, представляющие регион Фестиваля: обзорная экскурсия по городу Камышин; историко-краеведческий музей; музей А.П. Маресьева; художественная галерея. Участники Фестиваля посетят крупнейшее градообразующее предприятие российской текстильной отрасли, получившее статус самого крупного текстильного производства в Европе - Камышинский хлопчатобумажный комбинат. Также в рамках экскурсионной программы участникам представится возможность побывать в уникальном  музее стекла на территории Камышинского стеклотарного завода.

Гостевой спектакль XVII ФТМГР -  «Black & Simpson», режиссёра Казимира Лиске. В заглавной роли - народный артист РФ - Александр Феклистов. Спектакль представит директор театра «Практика» - Борис Мездрич. Запланирован ряд творческих встреч с известными в театральном мире деятелями театра:

- Таурас Чижас - актер, менеджер, бессменный творческий ассистент режиссера Эймунтаса Някрошюса в театре “Meno Fortas” (Литва) проведет лекцию- встречу с участниками Фестиваля. Тема: "Эймунтас Някрошюс - завещания..."

- Мярт Меос - известный эстонский продюсер театрального центра «Vaba Lava» встретится с участниками Фестиваля театров малых городов России.

В этом году Жюри возглавит – знаменитый российский режиссер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат премии «Золотая маска», обладатель титула «Лучший режиссёр российской театральной провинции», художественный руководитель театра им. Фёдора Волкова в Ярославле - Евгений Марчелли.

По традиции торжественная Церемония открытия и пресс-конференция, посвященная XVII Фестивалю театров малых городов России 2019, пройдет  с участием художественного руководителя Фестиваля театров малых городов России и Государственного Театра Наций, народного артиста России - Евгения Миронова.


Театральная лаборатория в Камышине, Олег Лоевский, Елена Носова, Егор Архипов. Батраз Засеев, Владимир Золотарь, Георгий Цнобиладзе,  Андрей Цисарук, Камышинский драматический театр

материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 4 за 2019 год

https://web.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2170095203038004&id=371496016231274&__tn__=K-R&_rdc=1&_rdr

 ТЕАТРАЛЬНОЕ ТЕПЛО ХАКАСИИ

Программа Театра Наций и Министерства Культуры России по поддержке театров малых городов России – большой творческий проект, чрезвычайно важный для российской театральной провинции. В рамках совместной программы поддержки прошла в июне театральная Лаборатория, в которой участвовало четыре режиссера. Работа шла одновременно в трех театрах Хакасии и Минусинском драматическом театре. Получился такой своеобразный рабочий театральный фестиваль.

  На данном изображении может находиться: небо, облако, дерево и на улице

Театрам заранее было выслано по несколько десятков пьес, из которых они отобрали наиболее интересные для себя, исходя из собственных возможностей. Лаборатория – это не только знакомство с новой драматургией и новыми режиссерами, но и освоение внетеатральных пространств и, главное, настоящий тренаж и драйв для артистов и постановочно-технических служб театра. Театр, как любое учреждение культуры, всегда нуждается в помощи и поддержке, не только финансовой, но и творческой. Каждая Лаборатория дарит прекрасную возможность расширить репертуар за счет Программы.

На данном изображении может находиться: 1 человек

В Минусинском драматическом театре эскиз по пьесе Ярославы Пулинович «Как я стал» репетировал режиссер Денис Хуснияров (СПбГАТИ, курс Семена Спивака, Санкт-Петербург). Показ эскиза вызвал у местной публики достаточно сильные эмоции. Во время обсуждения зрители горячо благодарили любимых артистов и молодого режиссера за щемящую историю. Спектакль Хусниярова начался с монолога Федры, который читает воображаемому залу Арина Аркадьевна (Лариса Корнева), бывшая актриса ТЮЗа. Арина Аркадьевна, конечно, переигрывала, как и положено непризнанному, спивающемуся потихоньку «гению», но публика все поняла и приняла от души. Эта роль – настоящий подарок драматурга и режиссера хорошей актрисе. Дочь актрисы – Маша (Ирина Вахранева) – чистый и заботливый, гиперответственный человек. Встреча с Сашей (Антон Чернов) стала для нее роковой. Разрешив себе давно запретное чувство свободы, она распустила свои чудесные волосы из строгого пучка, совсем недолго разрешив себе стать счастливой, а дальше… обманутая девушка трагически пропадает.

На данном изображении может находиться: 3 человека, люди стоят

Саша – случайно встреченный молодой человек, легкомысленно вмешавшийся в жизнь Маши и Арины Аркадьевны, оказался предателем, не придав этому никакого значения. Режиссер Денис Хуснияров и артист Антон Чернов использовали экран, чтобы «селфи» героя, рассказывающего эту историю, даже смотреть было неприятно, хотя в жизни Саша – довольно симпатичный. Получается, настоящий он – на экране своего гаджета. Перипетии судеб зрители наблюдали, перемещаясь на сценическом круге, сочувствуя, смеясь, поражаясь увиденному. После обсуждения эскиза художественный руководитель Минусинского драматического театра Алексей Песегов признался, что сам хотел поставить пьесу «Как я стал», но, узнав о Лаборатории, отдал пьесу режиссеру Денису Хусниярову в надежные руки. После показа зрители проголосовали за то, чтобы эскиз был доработан и остался в репертуаре театра.

На данном изображении может находиться: 2 человека

Несколько вопросов Денису Хусниярову:

– Денис, как тебе работалось в лабораторных условиях? Что скажешь о Минусинском театре?

– Как всегда на лабораториях – нервно, суматошно, впопыхах. Минусинский театр находится на хорошем творческом уровне, причем не только артистов, но и всех служб, и это очень приятно.

– Ты доволен результатом?

– Мне кажется, что у нас с ребятами что-то получилось, не факт, конечно, что это выльется во что-то, но опыт и знакомство – это самое важное, потому что встречи с новыми людьми – это всегда обучение.

– Есть ли у тебя свои секреты, готовишься ли ты как-то к лаборатории?

– Когда я еду на постановку или лабораторию в незнакомый мне театр, я никогда дома не готовлюсь, не придумываю спектакли. У меня есть текст, артисты, художник, и за читкой начинается живой, сиюминутный процесс, зависящий от тех, кто за столом, какие люди, какие глаза, какое настроение. Именно они являются моим отправителем и вдохновителем. Для меня приезд в любой театр – некий стресс, необходимый в работе.

– Что доставляет тебе самое большое удовольствие в театральном процессе: читка, работа над текстом, репетиции, премьера?

– Это такой классный вопрос, о котором я даже не думал. От первой читки до закрытия занавеса на премьере – для меня вся эта история укладывается в единый неделимый процесс, похожий на прыжок с парашютом в неизвестность. Сначала стресс, выброс адреналина, потом полет в тумане, и только после премьеры через два-три дня ты потихонечку приходишь в себя и думаешь, как ты вообще смог это сделать. Когда ты внутри, ты не думаешь о том, как, а просто делаешь потому, что должен это сделать. Все активизируется: опыт, знания, воображение, все мобилизуется и все работает на задачу…

– Денис, ты – человек читающий?

– Все свое свободное время режиссер занимается только одним: поиском пьесы, поиском материала. Читаю бесконечно много, присылают на почту и авторы, и переводчики. Творческий человек должен осмысливать все, особенно, классику. Есть жизненные этапы и уровень твоего понимания, может, до чего-то ты не дорос. Я какое-то время, лет десять назад, не мог читать Толстого, сейчас читаю и думаю, как это все прекрасно.

– Толстого и Пушкина хорошо перечитывать каждые десять лет…

– Вот, да!

***

В Русском республиканском драматическом театре имени М. Ю. Лермонтова (Республика Хакасия, г. Абакан) режиссер Никита Рак (магистратура Школы-студии МХАТ и ЦиМ, курс Валерия Фокина и Виктора Рыжакова, Воронеж) репетировал пьесу Марии Зелинской «Хуманитас Инжиниринг». Пьеса оказалась многословной и чрезвычайно рефлексивной. Артистам сложно было за три дня не то, что выучить все эти длинные монологи, но даже просто разобраться, как их читать. Ни один герой, кроме влюбленной девушки-робота (Галина Лопутько), не завоевал у зрителей особой симпатии.

На данном изображении может находиться: 4 человека, люди сидят и обувь

Тема противостояния, точнее, несовпадения мужской и женской сущности, вызвала противоречивые мысли. Публика была настроена философски, а режиссер с актерами – на редкость, оптимистично.

На данном изображении может находиться: 2 человека, люди стоят

После показа эскиза удалось немного поговорить с режиссером о Лаборатории:

– Никита, как лично для тебя прошла Лаборатория в Хакасии?

– Мне, в целом, понравилось. Радует, что артисты были настроены на интенсивную работу, быстро соображали, живо и с интересом реагировали, несмотря на жару и конец сезона. Они охотно учили новый громоздкий текст. Мы разбирались в этой пьесе с человеческой историей, там есть роли-люди-судьбы, что, кстати, не всегда бывает. Все службы театра тоже активно нам помогали. Я люблю лаборатории, они похожи на первое свидание, конфетно-букетный период, когда все друг к другу присматриваются. На первом свидании происходит такой выброс энергии, которого потом в долгой семейной жизни не наблюдается. Адреналин, стресс, ужас, радость, абсолютная непредсказуемость – в этом и плюсы, и минусы.

– Доволен ли ты своим эскизом?

– Я понимал, что будет сложно, текст уж очень непростой, многословный, но мы работали честно. Показ у нас не совсем получился таким, как мы задумывали, но это же живое дело. Нет ощущения, что мы провалились. Мы показали, что можем всего за три дня сделать практически цельную вещь…

– А сам ты выбрал бы такую пьесу для постановки?

– Я бы посомневался… Хотя, я же согласился участвовать, так что незачем вставать в позу. Чтобы делать эскиз по этой пьесе, нужно, конечно, не три дня. Там огромные монологи, которые надо разбирать, чтобы потом суметь ими выстреливать, говорить на бешеной скорости четко, понятно для зрителей, чтобы недостаток пьесы стал достоинством спектакля…

***

С артистами Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова (Республика Хакасия, г. Абакан) режиссёр Евгения Беркович (СПбГАТИ, Школа-студия МХАТ, курс Кирилла Серебренникова, Москва) подготовила эскиз по пьесе екатеринбургского автора Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила». Режиссерское прочтение пьесы вышло очень деликатным. Для того, чтобы не смущать артистов листами с невыученным текстом, часть монологов записали заранее и во время показа давали в аудиозаписи, как мысли вслух. Необыкновенно удачное распределение ролей способствовало эмоциональному восприятию истории о деревенской девице, попавшей в дом пожилого ученого холостяка и его ехидной «умирающей» матери, которая не хочет оставлять своего сыночка без присмотра. Девицу Женю искренне и энергично играет Алиса Толмачева. Их отношения с Владимиром (Алексей Доможаков) и его матерью Зоей (Мария Кыстоякова) вполне понятны даже неискушенному зрителю. Зое надо, чтоб сын всегда при ней был. Мать-эгоистка пытается всеми силенками выдавить девицу Женьку из дому. Во время показа эскиза публика постоянно смеялась над комическими ситуациями и неоднократно замирала, сочувствуя так и несостоявшейся паре. Один зритель на обсуждении сказал: «Я потрясен, что такими простыми средствами можно достать до глубины души…».

На данном изображении может находиться: 2 человека, люди стоят

Режиссер Евгения Беркович – о Лаборатории:

– Женя, поделись своими впечатлениями от работы над эскизом с хакасскими артистами…

– От работы в театре остались впечатления очень разные – при довольно сложных внешних обстоятельствах (жара, конец сезона, ремонт театре, все устали) – огромной радостью было работать с актерами и службами. Все мгновенно включились в дело, все работали на 100%.

– Готовилась ли ты заранее, задумывала ли еще в Москве, каким будет спектакль?

– К Лаборатории я и готовилась, и нет – просто я очень давно хотела попробовать поставить эту пьесу, думала о ней года два, так что идеи были всякие. И распределение артистов на роли оказалось идеальным – ничего не пришлось перепридумывать.

– Довольна ли ты полученным результатом? И что увезешь в памяти о Хакасии?

– Результатом я очень довольна. При всех сложностях, нам вроде бы удалось рассказать какую-то внятную человеческую историю. А на память о Хакасии у меня останется маленький музыкальный инструмент, который у армян называется «варган», а у Хакасов – очень сложное слово. Мне его подарили артисты после показа. Только играть пока не получается, но, может, научусь…

***

Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген» представил вниманию абаканских зрителей эскиз необычного пластического спектакля. Режиссер-хореограф Ирина Галушкина (преподаватель Школы-студии МХАТ, Москва) сочинила собственный пластический спектакль с элементами вербатима. Шестнадцать актеров на сцене существовали в своем мире, за ними было необыкновенно интересно наблюдать. Синтез ритма и пластики, стиха и музыки, живописи и видео… Зрелище завораживало, хотелось смотреть бесконечно, как на воду. Всё было по-настоящему и в настоящее время, при этом оказывалось пронизанным тысячелетними культурными пластами загадочной земли Хакасии. Хакасия – мир необъятных степей, живописных гор, лесов, озер. Как его перенести на сцену, на холст, на экран? Искусство – это настроение, впечатление. Нужно его не понимать, а принимать, чувствовать, сопереживать. Артисты доверились режиссеру, режиссер – артистам, в итоге вышло нечто необычное, невиданное и цельное.

На данном изображении может находиться: 2 человека, люди на сцене, люди сидят и в помещении

После спектакля удалось поговорить с Ириной Галушкиной:

– Ира, чем особенным стала для тебя эта работа?

– Я смогла на этой лаборатории попробовать какие-то новые для себя вещи. Артисты мне доверились чрезвычайно, бросились в проект с невероятным энтузиазмом, и мне это очень помогало. Я впервые работала с текстом, с живой музыкой, с видео. Столько компонентов соединить очень трудно. Одно дело придумать все это в своей голове, другое – воплотить на сцене реально и технически. Здесь, в Хакасии, особенная земля, диктующая особенную интонацию, нежели, когда всё это себе придумываешь дома. «Читiген» – особый театр, здесь – драматические и поющие артисты, но при этом оказалось, что и танцевальные, и для меня это – счастье.

– В чем заключалась твоя задумка?

– Мне хотелось поработать с темой времени и пространства, над их соединением. В Хакасии все это хорошо чувствуют. Я составила список из 28 вопросов, на которые в театре отвечали. У них через слово – про шаманство, про магию, и все это проросло в тот материал, который мы совместно создали, я даже не говорю про хореографический рисунок, который заранее невозможно было придумать. Для меня здесь решилась другая задача: наполнение смыслами и соединение разных визуальных и аудиосредств. Нам удалось снять и видео, и в течение всего спектакля была онлайнтрансляция, которую мы поручили сыну одной актрисы.

– Что значит, онлайнтрансляция?

– Мальчик вышел с телефоном из театра ровно в семь часов, когда начался спектакль, и пошел по городу, по свободному маршруту, заходя по дороге, то в магазин, то во двор, и все это транслировалось на один из экранов. Он очень переживал, что селфи плохо получится, мы не знали, куда заведет его фантазия, а еще неожиданно пошел дождь, и мы слышали на сцене, как гром гремит, видели, как он стоит на каком-то крыльце и просто снимает этот дождь, мне кажется, это было очень здорово. На других экранах показывались картины художника Александра Доможакова, видеоинтервью с разными людьми… В это же время артисты на сцене были одновременно артистами и людьми, пытающимися разобраться в том, что они в данный момент транслируют. А какие у них лица! Фактура сама по себе киношная. Время было совершенно не линейным, и эта непричесанность всего происходящего тоже была уместной. Все происходило именно здесь и сейчас. И именно здесь я поняла, что необязательно все объяснять, этому научили меня в «Читiгене».

***

Эскизы спектаклей, созданных в рамках театрального проекта, при дальнейшей доработке смогут пополнить репертуары театров. Результат Лаборатории может быть совершенно неожиданным, тем она и хороша, что можно экспериментировать не боясь. Любой актер, любой режиссер обладает своей индивидуальностью, на Лаборатории они встречаются, что порой бывает удачно, порой не очень. Эскизы спектаклей по окончании Лаборатории представляют на суд зрителей, которые с удовольствием принимают участие в обсуждении показанных работ, а затем голосуют за каждый эскиз, выбирая один из двух вариантов: «продолжить работу» или «забыть, как страшный сон». Самые удачные эскизы будут доведены до полной версии спектаклей, чтобы войти в репертуар. Вся творческая команда Лаборатории Театра Наций будет вспоминать о теплой Хакасии с любовью. Лабораторная неделя прошла насыщенно. Общение было взаимно приятным, ярких впечатлений – масса.

 

Материал напечатан в журнале "Театральный мир" № 10 за 2018 год

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.1887837314597129&type=1&l=cc13b1549e 

Фото: Лариса Каневская

Театральная Лаборатория Театра Наций в Хакассии - июнь 2018 года, Минусинский драматический театр, Русский республиканский драматический театр имени М. Ю. Лермонтова (Республика Хакасия, г. Абакан), Хакасский национальный драматический театр имени А.М. Топанова (Республика Хакасия, г. Абакан), Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген», режиссер Евгения Беркович, режиссер Денис Хуснияров, режиссер Никита Рак, режиссер-хореограф Ирина Галушкина

Творческая Лаборатория Театра Наций (художественный руководитель театра - Евгений Миронов) в рамках Программы по поддержке театров малых городов России прошла в мае 2018 года в городе Новомосковске Тульской области.

Тульская область, как никакая другая богата достопримечательностями, многочисленными музеями-заповедниками, усадьбами, историческими памятными местами. Много интересного можно увидеть в окрестностях Новомосковска - второго по размерам и значимости городе Тульской области, одного из  крупных промышленных центров России. Расположен Новомосковск в бассейне двух великих рек: Дона и Волги, у древнего Иван-озера.

   

Из озера вытекают два ручья: Дон и Шат, которым посвящен изящный скульптурный ансамбль в центре города. Исток Дона, отмеченный большим камнем, является символом Новомосковска. Исторически город вырос из посёлка Бобрики, который  входил в имение Бобринских, незаконнорождённых потомков графа Орлова и императрицы Екатерины II, но официальной датой образования Новомосковска считается 1930 г. В пору всеобщей индустриализации страны было принято решение построить здесь комбинат по производству азотных удобрений. Через четыре года Бобрики стали именоваться Сталиногорском.

В 1961 году город получил свое нынешнее название. В Новомосковске сегодня более ста крупных промышленных и строительных предприятий. Крупнейшими градообразующими предприятиями города являются: научно-производственное объединение «Азот», входящее в состав минерально-химической компании «ЕвроХим», и завод по добыче гипса и производству строительных материалов всемирно известной марки KNAUF. Разумеется, самая животрепещущая проблема города – экологическая (город относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом). К счастью, в Новомосковске много деревьев - каштановые и липовые аллеи значительно улучшают экологическую ситуацию и придают городу особое очарование. Центр города застраивался в период 40-50 гг. XX века, здесь сохранились дома с арками, колоннами в стиле сталинского ампира и конструктивизма. Поскольку Новомосковск - город химиков, в 60-х гг. прошлого века здесь был открыт Институт Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева.

В последние десятилетия добавились: социально-гуманитарный институт, филиал Университета Российской академии образования, а также  Представительство Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ),  Институт коммунального хозяйства. Благодаря этому, в городе много молодежи и студентов, для которых театр должен являться местом притяжения, однако в репертуаре Новомосковского театра-филиала Тульского Академического Драматического театра современная драма, практически, отсутствует.

В Новомосковск приехала творческая театральная Лаборатория. Организаторы Лаборатории Театра Наций – Елена Носова (куратор Федеральной Программы по поддержке театров малых городов России) и Олег Лоевский (арт-директор Лаборатории, театральный критик) привезли  сильную команду режиссеров и педагогов. Театру было отправлено полсотни современных пьес и предложено выбрать три пьесы под своих артистов. Режиссерам поставлена задача - за неделю подготовить три эскиза по выбранным пьесам. Итог Лаборатории  - показ эскизов спектаклей новомосковской публике с последующим их обсуждением.

Небывалый творческий экстрим заставил весь коллектив театра включиться в работу. С утра проводились мастер-классы с педагогами по сценической речи и пластике, затем – репетиции будущих спектаклей.

Сценической речью артисты занимались  с педагогом Егором Архиповым (СПбГАТИ) - преподавателем сценической речи, актером драматического театра и кино, режиссером РГИСИ. Корреспондент журнала «Театральный мир» побеседовал с Егором Архиповым о Лаборатории:

- Егор, чем участие  в Лаборатории для тебя отличается от преподавательской работы в институте?

- Моментом эксперимента, поиска. Мне надо было узнать в первый же день, что артисты  умеют, чем владеют. В процессе работы от некоторых упражнений я отказался, а какие-то дал под другим углом.  

 - Твои задачи максимум и минимум в Новомосковске?

 - Максимум - вернуть артистов в то время студенчества, когда можно все. Пробудить, расшевелить, снять рамки, стереотипы, штампы в речевом поведении.  Мы все так лихо пользуемся штампами, а хочется добраться до сиюминутного звучания, осмысления текста. А минимум – чтобы всем было интересно.

- Почему, окончив актерское отделение, ты решил стать преподавателем?

 - Мой педагог Владимир Кустов – ученик Геннадия Тростянецкого, у которого речь вел Валерий  Николаевич Галендеев - такая у нас прямая ветвь получилась. Не скажу, чтоб я выказывал особое рвение, но у меня было желание преподавать,  Кустов сказал об этом заведующему кафедрой Галендееву, и меня приняли в аспирантуру на кафедру сценической речи.

- За десять лет преподавательской деятельности наработана ли собственная  методика?

- Главное, что я понял с годами – что очень мало знаю. Студентами мы  считали, что знаем о сценической речи все, не то, что наши педагоги. Если говорить о методике, то сейчас у меня идет активный процесс накопления и отбора. В чем плюс Валерия Николаевича Галендеева - он уже сорок лет работает в театре Додина и имеет возможность соединять преподавание с практикой.  Я наблюдаю за ним почти четырнадцать лет и вижу, как  меняется его методика, исходя из современной  действительности.  А девяносто процентов преподавателей речи у нас не имеют прямого доступа к театру. В идеале очень важно соединять работу в театре и в вузе. Сейчас размышляю над тем, что давать надо меньше СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ и больше – сценической речи. Нужно, чтобы все было слышно, понятно, но при этом не терялась бы органичность, не было бы «говорящих голов», «чтецов» (раньше был перекос в эту сторону). При этом мы – педагоги по речи являемся носителями определенной культурной традиции, передающейся из поколения в поколение, от педагога к педагогу. Мы сохраняем язык, речь, но должны улавливать все, что вокруг происходит…

- Другие ритмы, другие темпы…

- Да, внимание быстрее переключается, при высоких скоростях идет огромная потеря качества, традиций, культуры. Мы находимся сейчас в точке разлома, и это - интересно.

- В малых городах, разбросанных по всей России – самые разные диалекты и говоры. Какой труднее исправить?

 - Пожалуй, самый сложный говор – уральский или северный, хотя есть более страшные варианты, когда родители будущего актера – геологи или военные, из-за чего ребенок вынужден постоянно переезжать в разные концы страны, и к 18 годам получается, как говорит наш заведующий кафедрой: «…почти клинический случай».  Слуховые стереотипы исправить, практически, невозможно, можно лишь научиться их контролировать…

После занятий сценической речью за артистов брался педагог по сценическому движению Батраз Засеев, выпускник и преподаватель Театрального института имени Бориса Щукина, Школы-студии МХАТ, Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ).

- Батраз, какая у тебя по счету Лаборатория?

- Если мы говорим об участии в Программе Театра Наций, то – третья, до этого я был в Северо-Двинске и в Балашове.

- Самое важная для тебя задача на этой Лаборатории?

- Хочется успеть дать артистам все максимально, чтобы ребята потом еще долго могли наши занятия вспоминать и работать над собой, над своими проблемами.

- С кем труднее работать: с молодыми или возрастными артистами?

 - Молодые все знают про себя и не всегда доверяют, а более взрослые артисты, как ни странно, внимательней прислушиваются, хотя везде есть исключения…

-  Батраз, ты ведь учился в Щукинском на актера, каким путем ты пришел в  педагогику?

- Мой отец во Владикавказе преподавал сценическое движение/фехтование и водил меня с детства на свой факультет искусств, показывал на моем примере  гибкость. Когда я поступил в театральный вуз, одной из любимых дисциплин было сценическое движение, хотелось знать про свое тело все больше и больше. Когда окончил, появилась возможность сразу поступить в магистратуру, и я воспользовался этим шансом. Я раньше параллельно работал актером и снимался, а сейчас так сильно захватила преподавательская деятельность, что не успеваю даже сбегать на кастинг...

- Как ты относишься к актерам, которые не владеют своим телом?

- Были ведь гениальные артисты, которым это не требовалось, они брали другим. Это важная вещь для актера, но не единственная. Это - такой дополнительный бонус для современных актеров: Москва переполнена актерами, нужно уметь выделяться среди них. Чем больше есть навыков и умений, тем больше можно удивить, тем выше шанс получить роль.

- Какой твой личный бонус от участии в Лаборатории?

- Я очень люблю, помимо занятий по своей профессии, знакомиться и общаться с новыми людьми, изучать новые города, и от этого испытываю большую радость…

В Лаборатории принимали участие опытные режиссеры, у которых за плечами десятки постановок  по пьесам современных авторов.

Первый эскиз по пьесе Валерия Шергина с провокационным названием "Slлюхи - не оgонь" новомосковской публике представила режиссер Елена Невежина.

ЕЛЕНА НЕВЕЖИНА, режиссер. Окончила исторический факультет МГУ (1992), затем режиссерский факультет РАТИ (ГИТИС, мастерская Петра Фоменко, 1998).

Пространство театрального гардероба сначала сильно смущало артистов и администрацию, но в процессе репетиций и, особенно, после показа большинство согласилось, что режиссер была права. Неожиданное пространство, героини, появляющиеся из-за вешалок, ведущие диалог из разных секций гардероба, расстояние вытянутой руки до зрителей – все это вовлекало и увлекало. Женской социальной комедии, написанной мужчиной драматургом, Елена Невежина придала ту самую желаемую достоверность, что заставляет миллионы женщин, замирая у голубых экранов, сопереживать героиням сериалов, узнавая в каждой себя. Также как случилось на этом спектакле о свободе личности и ее закрепощенности, о лжи и честности, лицемерии и независимости, одиночестве и неубиваемом стремлении к красивой жизни.  Давно ставшие народными песенные хиты густо сдобрили действие и позволили актрисам театра (Любовь Ермакова, Виктория Кузнецова, Юлия Барабаш, Наталья Илецкая) оторваться от души и живо пообщаться с залом. Зрители хлопали и смеялись во время действия, а на обсуждении было много споров о том, для какого возраста написана пьеса. Спектакль полезно было бы посмотреть подросткам от 13 лет, но наличие в тексте ненормативной лексики определяет возрастной ценз - от 18 лет.

        

- Лена, ты – матерый режиссер, в твоем профессиональном багаже - десятки спектаклей с звездами российских театров первой величины. Зачем тебе нужно участие в лабораториях?

-  Я ощущаю какую-то невероятную творческую энергию, драйв на этих лабораториях. Какие бы театры не были, везде наблюдаю одну и ту же картину: во время лаборатории все как-то мобилизуются и что-то интересное происходит. Также для меня важно - на практике знакомиться с новыми пьесами. И еще, это – упражнение на профессию: берешь незнакомую пьесу и делаешь за несколько дней целый эскиз. А как бонус для меня – знакомство с новыми местами, интересными людьми, когда понимаешь, хочется ли сюда возвращаться или нет…

- И как, хочется тебе возвращаться в Новомосковск?

- Мне понравился город, он – удивительный. Для меня очень важно пространство города: мое - не мое, а то, что здесь  так осмысленно занимались озеленением из-за присутствия в городе химической промышленности, мне очень сильно импонирует.

- Как работалось в Новомосковском драмтеатре?

- Было очень комфортно: мне досталась вполне адекватная команда. Они все рвались в бой, хотели работать.

- Для своего эскиза ты выбрала помещение театрального гардероба, но это решение не всеми было воспринято положительно…

- Нас было три режиссера, а помещений в театре оказалось маловато для одновременной работы над тремя эскизами. Меня вообще смущают здания иных  театров, словно они - самая архаичная часть культуры в городе, хотя российским театром мы смело можем гордиться. В том, что у нас театры есть везде, заключается некая уникальность: они связывают страну.

- Когда ты узнала о том, какая пьеса тебе досталась, ты выстроила для себя какой-то план действий на Лаборатории?

- Поскольку это - уже не первая моя лаборатория, я знаю, что с пьесами бывает по-разному: бывает, что во время чтения что-то выстреливает, а бывает, что никаких идей, а потом ты приезжаешь на место, видишь людей, пространство, и все начинает как-то собираться. С пьесой Шергина у меня сразу сложилась картинка: женский корпоратив, народный караоке, а все остальное родилось на месте.

- Довольна ли ты результатом своей лабораторной работы?

- Знаешь, я довольна потому, что стала мыслить уже в иных категориях. Конечно, во время показа я вместе с актрисами  переживала, ничего не поделаешь, но давно перестала волноваться за результат как таковой. Я стала относиться к лаборатории как к учебному процессу. Действительно, ведь процесс важнее результата, тут не надо сдавать никакой экзамен.

- Чем отличается Лаборатория Театра Наций от прочих многочисленных  театральных лабораторий?

- Разница в том, что самостоятельные лаборатории могут позволить себе только большие театры с большими бюджетами, а театры малых городов такое себе позволить не могут…

- Некоторые  маленькие театры давно никуда не выезжали и никого к себе не приглашали именно по причине финансов…

- Да, а тут Театр Наций приезжает со всем своим и проводит творческую Лабораторию. В провинции встречаются совершенно замечательные театры с удивительными энтузиастами (например, Новошахтинск – мое личное потрясение), и там  сразу понимаешь, что ты занимаешься очень важным делом.

Второй эскиз по пьесе Дмитрия Данилова «Сережа очень тупой» режиссер Юрий Квятковский поставил на большой сцене.

ЮРИЙ КВЯТКОВСКИЙ -  Режиссер,  педагог в школе-студии МХАТ (Мастерская Дмитрия Брусникина), один из основателей независимой творческой группы Le Cirque de Sharles La Tannes.