В знаменательный ДЕНЬ ТЕАТРА закончила свою работу творческая Лаборатория Театра Наций в Камышине. Камышинский драматический театр стал в этом году первым участником ежегодных лабораторий, входящих в Программу поддержки театров малых городов России.

Руководители и организаторы Лаборатории - куратор Проекта Елена Носова и арт-директор Олег Лоевский собрали сильнейшую команду режиссеров и педагогов: Георгий Цнобиладзе, Владимир Золотарь, Андрей Цисарук, Георгий Архипов и Батраз Засеев, которые за неделю успели совершить невероятное. Артисты прошли интенсивные курсы повышения квалификации по сценической речи и сценическому движению, сыграли новые роли в новых пьесах, попробовав себя в новых амплуа. Лаборатория по современной драматургии выявила большой потенциал труппы и желание коллектива продолжить работу в этом  направлении.

 

Лаборатория начинается с того, что театру высылается несколько десятков  пьес современных драматургов. Руководство театра должно выбрать три и распределить актеров по ролям, по возможности задействуя в работе весь коллектив, включая цеха. В Камышинском театре давно мечтали о подобном эксперименте и ждали команду Театра Наций с энтузиазмом. Арт-директор Лаборатории Олег Лоевский в первый день иронично пообещал участникам могучий стресс с неизвестным финалом, но никто не испугался. Режиссеры - Георгий Цнобиладзе Владимир Золотарь Андрей Цисарук обследовали  каждый уголок театра в поисках подходящего пространства для своих будущих эскизов. Педагоги Батраз Засеев (Москва) и Георгий Архипов (Санкт-Петербург), едва познакомившись с труппой, сразу приступили к занятиям. Технические службы театра в полной боевой готовности ожидали указаний для воплощения смелых режиссерских идей.

Каждое утро в театре начиналось с мастер-классов по сценическому  движению преподавателя кафедры пластической выразительности актера театрального института им. Бориса Щукина Батраза Засеева /Москва/

и сценической речи преподавателя кафедры сценической речи РГИСИ Егора  Архипова / Санкт-Петербург/.

Затем полным ходом шли репетиции будущих спектаклей. Рабочий день артистов длился с десяти утра до позднего вечера, но никто не жаловался. Каждый участник испытывал небывалый подъем, хотя без стресса, конечно, не обошлось, ведь артистам пришлось в кратчайшие сроки вспомнить забытые навыки, привести в порядок физический и речевой аппарат и выучить текст новой роли. На Лаборатории разрешается пользоваться текстами, но часто срабатывает правило конкуренции: каждая группа артистов хочет, чтобы их эскиз стал самым лучшим.

26 марта зрителям показали первый эскиз. Над пьесой драматурга Олега Михайлова «Белый шум» работал опытный режиссер, обладатель «Золотой маски» Владимир Золотарь (выпускник СПбГАТИ / РГИСИ). Для будущего спектакля было выбрано пространство театрального фойе. Режиссер остроумно использовал входную группу, зеркала и стойки гардероба. Для зрителей это было непривычно, но очень понравилось.

Пьеса Олега Михайлова – острая, поднимающая вопросы сохранения человеческого достоинства в неблагоприятных условиях. Выйти из Зоны комфорта Человеком или остаться, но стать предателем. Режиссер Владимир Золотарь помог каждому артисту раскрыться в неожиданной для него роли, выстроил точный рисунок. Особенно хочется отметить актерские работы Ларисы Жаровой, Светланы Олейник, Марии Тульниковой, Дарьи  Манвайлер, Алексея Лобойко, Юрия Юдина.

Смысловое содержание пьесы зрителей несколько смутило: таких  откровенных провокаций здесь еще не видели. «Белый шум» - совокупность невнятных звуков и радио-тонов, а также бело-серая рябь на экране, с помощью которых можно выразить протест, когда иного способа нет. События разворачиваются в офисе радиостанции, но офис может быть  любой, так что ассоциировать себя с героями спектакля не так уж трудно. Злободневность темы цепляет, заставляет задуматься о собственном выборе.

После просмотра зрители долго обсуждали увиденное, волновались, спорили, что не могло не  радовать организаторов Лаборатории. Самое главное в искусстве  - не оставить равнодушным, «зацепить». Настоящий театр – не должен развлекать, он лишь наводит на размышление.  

Для постановки эскиза по пьесе Ярославы Пулинович «Земля Эльзы» режиссер Андрей Цисарук (выпускник ВТУ им. Щепкина и ГИТИСа, Москва) выбрал традиционное пространство – большой зал. Зато решение мизансцен оказалось непривычным для местной публики: все действующие лица во время спектакля постоянно находились на сцене, менялись только ракурс и экспозиция. Андрей Цисарук выбрал на редкость удачное музыкальное сопровождение - зрители охотно откликались  аплодисментами.

Популярная в России пьеса Ярославы Пулинович имеет неизменный успех у публики и нравится артистам. История о нежных чувствах, вспыхнувших на старости лет у одной пожилой пары, о непонимании и непринимании этих чувств родными и близкими, никого не оставляет равнодушным. Как отстоять свою любовь, право распоряжаться собственной судьбой, если взрослые дети бестактно вмешиваются в жизнь собственных родителей. Одна и та же фраза: «Я тебя люблю…», а какие разные смыслы она в себе несет.

В каждом человеке живет желание любить, но не у всех  оно реализуется. Именно надеждой «зацепил», тронул эскиз «Земля Эльзы» зрителей разного возраста, активно принявших участие в обсуждении. Камышане  восхищенно  отметили, что открыли своих любимых артистов заново. Татьяна Торощина, Юрий Щербинин, Светлана Юдина, Николай Дубровин, Анна Ломако, Лилия Дайнега, Галина Хвостикова после показа радостно принимали цветы и комплименты от поклонников.

Эскиз спектакля «Свидетельские показания» Дмитрия Данилова режиссер Георгий Цнобиладзе (экономический факультет СПБГУ и актерско-режиссерский курс СПбГАТИ) репетировал и показывал на малой сцене Камышинского театра. Сюжет пьесы, на первый взгляд, кажется простым: невидимый следователь допрашивает свидетелей, приглашая их рассказать о человеке, выбросившемся из окна, но драматург Дмитрий Данилов широко известен тем, что способен показать реальный абсурд и абсурдную реальность.

В его пьесах все очевидно и невероятно. «Свидетельские показания» - последняя его пьеса, позволяющая режиссеру много вольностей. Можно задействовать пару десятков актеров, раздав им по одной маленькой роли, а можно, проявив фантазию, наградить двух артистов бенефисами, позволив каждому проявить себя разножанровым артистом в стиле великого Аркадия Райкина.

Артисты Светлана Смирнова и Александр Ферхов играют мужчин и женщин разного возраста, перевоплощаясь за считанные секунды. Оторваться от сцены невозможно, хотя никаких событий не происходит.

Показания противоречивы, свидетели морочат голову и следователю, и зрителям, образ эфемерного главного героя все больше растворяется в неведомой дали.

Режиссер Георгий Цнобиладзе попытался смягчить провокационный финал пьесы философским размышлением об одиночестве, равнодушии и усмешках судьбы. Какие-то персонажи получились у артистов более удачными, какие-то менее, но нужно отдать должное их способности выучить так много текста за столь короткое время и таланту перевоплощения. Крупный план героев на экране не давал возможности сфальшивить. Зрители восторженно благодарили артистов за доставленное удовольствие, за театральное чудо.

После каждого показа Олег Лоевский просил зрителей высказываться и голосовать за один из вариантов: «продолжить работу» или «забыть как страшный сон». Зрители единодушно признали, что эскизы получились почти полноценными спектаклями и пожелали видеть их в репертуаре театра.

Подводя итоги Лаборатории, директор театра отметил, что задачи выполнены на сто процентов, потому что все участники были заряжены на результат: выложились и педагоги, и режиссеры, и артисты смогли проявить себя по-новому, показаться зрителям и коллегам в неожиданных амплуа. Артисты признались, что очень боялись не справиться, но напряжение этой недели сполна компенсировалось результатом.

В Камышинском драматическом театре, прошла пресс-конференция, посвященная творческой Лаборатории по современной драматургии Государственного Театра Наций и подготовке к предстоящему XVII Фестивалю театров малых городов России - 2019.

Елена Носова - куратор театральных проектов Государственного Театра Наций:

- Россия – страна малых городов: по статистике насчитывается 1114 городов, из них 788 городов относится к категории малых городов. Профессиональных театров в России – 647, из них около двухсот – театры малых городов.

Федеральная программа по поддержке театров малых городов России разработана и осуществляется Государственным Театром Наций под руководством народного артиста РФ Евгения Миронова при участии Министерства культуры Российской Федерации.

 Программа включает в себя:

  1. Фестиваль театров малых городов России (ФТМГР)
  2. Показ спектакля-победителя в Москве, на сцене Государственного Театра Наций
  3. Выездные творческие Лаборатории по современной драматургии с участием столичных режиссеров, организаторов, педагогов, критиков.

По инициативе художественного руководителя Театра Наций, народного артиста России Евгения Миронова, с 2010 года, Фестиваль стал ежегодным.

С 24 по 30 мая 2019 года в городе Камышин Волгоградской области пройдёт XVII Фестиваль театров малых городов России. Шестнадцать театров покажут свои лучшие спектакли. В программе Фестиваля конкурсная, образовательная, внеконкурсная программы. Уникальность Фестиваля заключается в том, что творческим группам коллективов предоставляется возможность оставаться в течение всего времени работы на Фестивале, смотреть работы друг друга, участвовать в программах и обсуждениях работ Фестиваля.

На Фестиваль приедут театры из Свердловской, Самарской областей, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Республики Саха Якутия, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Красноярского края, Пермского края...

Для участников Фестиваля театров малых городов России осуществляется обширная профессионально-образовательная программа, опытные педагоги проведут для участников семинары, мастер-классы, тренинги, встречи с деятелями российской культуры. Компетентное жюри из ведущих театральных критиков России определит победителей по номинациям: Гран-при за «Лучший спектакль большой формы» и «Лучший спектакль малой формы»; «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», Приз «Надежда». Спектакли-победители большой и малой формы, представят Фестиваль в Москве, на сцене Государственного Театра Наций.

 Внеконкурсная программа Фестиваля отличается разнообразием специальных культурных   проектов: гостевой спектакль с участием ведущих театральных деятелей; творческие встречи; читки новых пьес с участием драматургов, актеров и режиссеров театров; художественные проекты разнообразных   форматов: выставки и т. д. Особое место занимает специальная программа кино.

Для гостей составлены интересные экскурсионные программы, представляющие регион Фестиваля: обзорная экскурсия по городу Камышин; историко-краеведческий музей; музей А.П. Маресьева; художественная галерея. Участники Фестиваля посетят крупнейшее градообразующее предприятие российской текстильной отрасли, получившее статус самого крупного текстильного производства в Европе - Камышинский хлопчатобумажный комбинат. Также в рамках экскурсионной программы участникам представится возможность побывать в уникальном  музее стекла на территории Камышинского стеклотарного завода.

Гостевой спектакль XVII ФТМГР -  «Black & Simpson», режиссёра Казимира Лиске. В заглавной роли - народный артист РФ - Александр Феклистов. Спектакль представит директор театра «Практика» - Борис Мездрич. Запланирован ряд творческих встреч с известными в театральном мире деятелями театра:

- Таурас Чижас - актер, менеджер, бессменный творческий ассистент режиссера Эймунтаса Някрошюса в театре “Meno Fortas” (Литва) проведет лекцию- встречу с участниками Фестиваля. Тема: "Эймунтас Някрошюс - завещания..."

- Мярт Меос - известный эстонский продюсер театрального центра «Vaba Lava» встретится с участниками Фестиваля театров малых городов России.

В этом году Жюри возглавит – знаменитый российский режиссер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат премии «Золотая маска», обладатель титула «Лучший режиссёр российской театральной провинции», художественный руководитель театра им. Фёдора Волкова в Ярославле - Евгений Марчелли.

По традиции торжественная Церемония открытия и пресс-конференция, посвященная XVII Фестивалю театров малых городов России 2019, пройдет  с участием художественного руководителя Фестиваля театров малых городов России и Государственного Театра Наций, народного артиста России - Евгения Миронова.

Территория Камышинской Лаборатории и Фестиваля

60-70 миллионов лет назад территория Нижнего Поволжья была морским дном. Камышинский ландшафт в отдельных местах напоминает  разломанный каравай хлеба, а горы под названием «Уши» и «Шушанка» когда-то являлись холмами субтропического острова в море. В историко-археологическом музее хранятся обломки окаменевших пород с отпечатками реликтовых растений обнаруженными археологами.

Местонахождение Камышина было давно известно как переволока с Дона на Волгу. Этой переволокой Вещий Олег пользовался, когда на хазар ходил. При Михайле Романове здесь построили сезонный форпост, предтечу  Дмитриевска (Камышина). В 1668 году по Указу царя тишайшего Алексея Михайловича заложили город-крепость. По приказу Стеньки Разина город жгли, Емельян Пугачев также штурмовал Дмитриевскую крепость.

Петр Великий мечтал соорудить судоходный канал через речку Камышинку 1697-1701 гг., но эта важная водная магистраль так и осталась мечтой. До  сегодняшнего времени сохранились фрагменты рукотворного русла и земляные валы (Петров вал). При Петре город стали именовать Дмитриевском — стрелецкий полк почитал икону святого великомученика Дмитрия Солунского.

По легенде, отведав в 1722 году Дмитриевске сочный и сладкий арбуз, Петр I велел отлить медную копию «зело отменного плода», чтобы подарить ее городу. В девятнадцатом веке над новыми сортами ягоды трудились местные селекционеры, побеждая на международных выставках. С 2007-го года самый знаменитый и любимый фестиваль, которым гордится все Поволжье – Арбузный.

Екатерина Великая вернула городу историческое название Камышин и учредила герб: камыш на белом поле.