ТЕАТРАЛЬНОЕ ТЕПЛО ХАКАСИИ

Программа Театра Наций и Министерства Культуры России по поддержке театров малых городов России – большой творческий проект, чрезвычайно важный для российской театральной провинции. В рамках совместной программы поддержки прошла в июне театральная Лаборатория, в которой участвовало четыре режиссера. Работа шла одновременно в трех театрах Хакасии и Минусинском драматическом театре. Получился такой своеобразный рабочий театральный фестиваль.

https://scontent.fhel6-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/44783467_1887837721263755_769753251493969920_n.jpg?_nc_cat=107&_nc_ht=scontent.fhel6-1.fna&oh=e7c8334043627373103979d434a79f06&oe=5C3DA567  https://scontent.fhel6-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/44812313_1887837407930453_6662116857375358976_n.jpg?_nc_cat=109&_nc_ht=scontent.fhel6-1.fna&oh=34dabb02094d0a79d16d76608057ebf2&oe=5C7CEF09

Театрам заранее было выслано по несколько десятков пьес, из которых они отобрали наиболее интересные для себя, исходя из собственных возможностей. Лаборатория – это не только знакомство с новой драматургией и новыми режиссерами, но и освоение внетеатральных пространств и, главное, настоящий тренаж и драйв для артистов и постановочно-технических служб театра. Театр, как любое учреждение культуры, всегда нуждается в помощи и поддержке, не только финансовой, но и творческой. Каждая Лаборатория дарит прекрасную возможность расширить репертуар за счет Программы.

https://scontent.fhel6-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/43672034_1887837934597067_4037336105110994944_n.jpg?_nc_cat=104&_nc_ht=scontent.fhel6-1.fna&oh=cdeb9b2528440c920adc9136ae493dcf&oe=5C3CC770

В Минусинском драматическом театре эскиз по пьесе Ярославы Пулинович «Как я стал» репетировал режиссер Денис Хуснияров (СПбГАТИ, курс Семена Спивака, Санкт-Петербург). Показ эскиза вызвал у местной публики достаточно сильные эмоции. Во время обсуждения зрители горячо благодарили любимых артистов и молодого режиссера за щемящую историю. Спектакль Хусниярова начался с монолога Федры, который читает воображаемому залу Арина Аркадьевна (Лариса Корнева), бывшая актриса ТЮЗа. Арина Аркадьевна, конечно, переигрывала, как и положено непризнанному, спивающемуся потихоньку «гению», но публика все поняла и приняла от души. Эта роль – настоящий подарок драматурга и режиссера хорошей актрисе. Дочь актрисы – Маша (Ирина Вахранева) – чистый и заботливый, гиперответственный человек. Встреча с Сашей (Антон Чернов) стала для нее роковой. Разрешив себе давно запретное чувство свободы, она распустила свои чудесные волосы из строгого пучка, совсем недолго разрешив себе стать счастливой, а дальше… обманутая девушка трагически пропадает.

https://scontent.fhel6-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/44759239_1887837784597082_5273673816000692224_n.jpg?_nc_cat=101&_nc_ht=scontent.fhel6-1.fna&oh=1d8cf0a05d1420622b314d9aa037059c&oe=5C7DD593

Саша – случайно встреченный молодой человек, легкомысленно вмешавшийся в жизнь Маши и Арины Аркадьевны, оказался предателем, не придав этому никакого значения. Режиссер Денис Хуснияров и артист Антон Чернов использовали экран, чтобы «селфи» героя, рассказывающего эту историю, даже смотреть было неприятно, хотя в жизни Саша – довольно симпатичный. Получается, настоящий он – на экране своего гаджета. Перипетии судеб зрители наблюдали, перемещаясь на сценическом круге, сочувствуя, смеясь, поражаясь увиденному. После обсуждения эскиза художественный руководитель Минусинского драматического театра Алексей Песегов признался, что сам хотел поставить пьесу «Как я стал», но, узнав о Лаборатории, отдал пьесу режиссеру Денису Хусниярову в надежные руки. После показа зрители проголосовали за то, чтобы эскиз был доработан и остался в репертуаре театра.

https://scontent.fhel6-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/44894414_1887838474597013_6864471050365698048_n.jpg?_nc_cat=100&_nc_ht=scontent.fhel6-1.fna&oh=e30b9f22575fa2e004a61f9ed7d972af&oe=5C40CAD0

Несколько вопросов Денису Хусниярову:

– Денис, как тебе работалось в лабораторных условиях? Что скажешь о Минусинском театре?

– Как всегда на лабораториях – нервно, суматошно, впопыхах. Минусинский театр находится на хорошем творческом уровне, причем не только артистов, но и всех служб, и это очень приятно.

– Ты доволен результатом?

– Мне кажется, что у нас с ребятами что-то получилось, не факт, конечно, что это выльется во что-то, но опыт и знакомство – это самое важное, потому что встречи с новыми людьми – это всегда обучение.

– Есть ли у тебя свои секреты, готовишься ли ты как-то к лаборатории?

– Когда я еду на постановку или лабораторию в незнакомый мне театр, я никогда дома не готовлюсь, не придумываю спектакли. У меня есть текст, артисты, художник, и за читкой начинается живой, сиюминутный процесс, зависящий от тех, кто за столом, какие люди, какие глаза, какое настроение. Именно они являются моим отправителем и вдохновителем. Для меня приезд в любой театр – некий стресс, необходимый в работе.

– Что доставляет тебе самое большое удовольствие в театральном процессе: читка, работа над текстом, репетиции, премьера?

– Это такой классный вопрос, о котором я даже не думал. От первой читки до закрытия занавеса на премьере – для меня вся эта история укладывается в единый неделимый процесс, похожий на прыжок с парашютом в неизвестность. Сначала стресс, выброс адреналина, потом полет в тумане, и только после премьеры через два-три дня ты потихонечку приходишь в себя и думаешь, как ты вообще смог это сделать. Когда ты внутри, ты не думаешь о том, как, а просто делаешь потому, что должен это сделать. Все активизируется: опыт, знания, воображение, все мобилизуется и все работает на задачу…

– Денис, ты – человек читающий?

– Все свое свободное время режиссер занимается только одним: поиском пьесы, поиском материала. Читаю бесконечно много, присылают на почту и авторы, и переводчики. Творческий человек должен осмысливать все, особенно, классику. Есть жизненные этапы и уровень твоего понимания, может, до чего-то ты не дорос. Я какое-то время, лет десять назад, не мог читать Толстого, сейчас читаю и думаю, как это все прекрасно.

– Толстого и Пушкина хорошо перечитывать каждые десять лет…

– Вот, да!

***

В Русском республиканском драматическом театре имени М. Ю. Лермонтова (Республика Хакасия, г. Абакан) режиссер Никита Рак (магистратура Школы-студии МХАТ и ЦиМ, курс Валерия Фокина и Виктора Рыжакова, Воронеж) репетировал пьесу Марии Зелинской «Хуманитас Инжиниринг». Пьеса оказалась многословной и чрезвычайно рефлексивной. Артистам сложно было за три дня не то, что выучить все эти длинные монологи, но даже просто разобраться, как их читать. Ни один герой, кроме влюбленной девушки-робота (Галина Лопутько), не завоевал у зрителей особой симпатии.

https://scontent.fhel6-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/43675345_1887838147930379_1664038177792327680_n.jpg?_nc_cat=106&_nc_ht=scontent.fhel6-1.fna&oh=a79e912edf1b3f6bc569b532628f5d52&oe=5C7E3EE5

Тема противостояния, точнее, несовпадения мужской и женской сущности, вызвала противоречивые мысли. Публика была настроена философски, а режиссер с актерами – на редкость, оптимистично.

https://scontent.fhel6-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/44930305_1887838064597054_5793690636381061120_n.jpg?_nc_cat=111&_nc_ht=scontent.fhel6-1.fna&oh=45c951da093ed90d2849012a6dacb6be&oe=5C4481DF

После показа эскиза удалось немного поговорить с режиссером о Лаборатории:

– Никита, как лично для тебя прошла Лаборатория в Хакасии?

– Мне, в целом, понравилось. Радует, что артисты были настроены на интенсивную работу, быстро соображали, живо и с интересом реагировали, несмотря на жару и конец сезона. Они охотно учили новый громоздкий текст. Мы разбирались в этой пьесе с человеческой историей, там есть роли-люди-судьбы, что, кстати, не всегда бывает. Все службы театра тоже активно нам помогали. Я люблю лаборатории, они похожи на первое свидание, конфетно-букетный период, когда все друг к другу присматриваются. На первом свидании происходит такой выброс энергии, которого потом в долгой семейной жизни не наблюдается. Адреналин, стресс, ужас, радость, абсолютная непредсказуемость – в этом и плюсы, и минусы.

– Доволен ли ты своим эскизом?

– Я понимал, что будет сложно, текст уж очень непростой, многословный, но мы работали честно. Показ у нас не совсем получился таким, как мы задумывали, но это же живое дело. Нет ощущения, что мы провалились. Мы показали, что можем всего за три дня сделать практически цельную вещь…

– А сам ты выбрал бы такую пьесу для постановки?

– Я бы посомневался… Хотя, я же согласился участвовать, так что незачем вставать в позу. Чтобы делать эскиз по этой пьесе, нужно, конечно, не три дня. Там огромные монологи, которые надо разбирать, чтобы потом суметь ими выстреливать, говорить на бешеной скорости четко, понятно для зрителей, чтобы недостаток пьесы стал достоинством спектакля…

***

С артистами Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова (Республика Хакасия, г. Абакан) режиссёр Евгения Беркович (СПбГАТИ, Школа-студия МХАТ, курс Кирилла Серебренникова, Москва) подготовила эскиз по пьесе екатеринбургского автора Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила». Режиссерское прочтение пьесы вышло очень деликатным. Для того, чтобы не смущать артистов листами с невыученным текстом, часть монологов записали заранее и во время показа давали в аудиозаписи, как мысли вслух. Необыкновенно удачное распределение ролей способствовало эмоциональному восприятию истории о деревенской девице, попавшей в дом пожилого ученого холостяка и его ехидной «умирающей» матери, которая не хочет оставлять своего сыночка без присмотра. Девицу Женю искренне и энергично играет Алиса Толмачева. Их отношения с Владимиром (Алексей Доможаков) и его матерью Зоей (Мария Кыстоякова) вполне понятны даже неискушенному зрителю. Зое надо, чтоб сын всегда при ней был. Мать-эгоистка пытается всеми силенками выдавить Женьку из дому. Во время показа эскиза публика постоянно смеялась над комическими ситуациями и неоднократно замирала, сочувствуя так и несостоявшейся паре. Один зритель на обсуждении сказал: «Я потрясен, что такими простыми средствами можно достать до глубины души…».

https://scontent.fhel6-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/44881120_1887838281263699_5120269146239533056_n.jpg?_nc_cat=107&_nc_ht=scontent.fhel6-1.fna&oh=1bebbedc05f7b36fd7a091e0f32daf40&oe=5C440057

Режиссер Евгения Беркович – о Лаборатории:

– Женя, поделись своими впечатлениями от работы над эскизом с хакасскими артистами…

– От работы в театре остались впечатления очень разные – при довольно сложных внешних обстоятельствах (жара, конец сезона, ремонт театре, все устали) – огромной радостью было работать с актерами и службами. Все мгновенно включились в дело, все работали на 100%.

– Готовилась ли ты заранее, задумывала ли еще в Москве, каким будет спектакль?

– К Лаборатории я и готовилась, и нет – просто я очень давно хотела попробовать поставить эту пьесу, думала о ней года два, так что идеи были всякие. И распределение артистов на роли оказалось идеальным – ничего не пришлось перепридумывать.

– Довольна ли ты полученным результатом? И что увезешь в памяти о Хакасии?

– Результатом я очень довольна. При всех сложностях, нам вроде бы удалось рассказать какую-то внятную человеческую историю. А на память о Хакасии у меня останется маленький музыкальный инструмент, который у армян называется «варган», а у Хакасов – очень сложное слово. Мне его подарили артисты после показа. Только играть пока не получается, но, может, научусь…

***

Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген» представил вниманию абаканских зрителей эскиз необычного пластического спектакля. Режиссер-хореограф Ирина Галушкина (преподаватель Школы-студии МХАТ, Москва) сочинила собственный пластический спектакль с элементами вербатима. Шестнадцать актеров на сцене существовали в своем мире, за ними было необыкновенно интересно наблюдать. Синтез ритма и пластики, стиха и музыки, живописи и видео… Зрелище завораживало, хотелось смотреть бесконечно, как на воду. Всё было по-настоящему и в настоящее время, при этом оказывалось пронизанным тысячелетними культурными пластами загадочной земли Хакасии. Хакасия – мир необъятных степей, живописных гор, лесов, озер. Как его перенести на сцену, на холст, на экран? Искусство – это настроение, впечатление. Нужно его не понимать, а принимать, чувствовать, сопереживать. Артисты доверились режиссеру, режиссер – артистам, в итоге вышло нечто необычное, невиданное и цельное.

https://scontent.fhel6-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/44843781_1887838364597024_4130058693775458304_n.jpg?_nc_cat=101&_nc_ht=scontent.fhel6-1.fna&oh=20d044ce22d69a7787b87ea9b322636d&oe=5C8A1D76

После спектакля удалось поговорить с Ириной Галушкиной:

– Ира, чем особенным стала для тебя эта работа?

– Я смогла на этой лаборатории попробовать какие-то новые для себя вещи. Артисты мне доверились чрезвычайно, бросились в проект с невероятным энтузиазмом, и мне это очень помогало. Я впервые работала с текстом, с живой музыкой, с видео. Столько компонентов соединить очень трудно. Одно дело придумать все это в своей голове, другое – воплотить на сцене реально и технически. Здесь, в Хакасии, особенная земля, диктующая особенную интонацию, нежели, когда всё это себе придумываешь дома. «Читiген» – особый театр, здесь – драматические и поющие артисты, но при этом оказалось, что и танцевальные, и для меня это – счастье.

– В чем заключалась твоя задумка?

– Мне хотелось поработать с темой времени и пространства, над их соединением. В Хакасии все это хорошо чувствуют. Я составила список из 28 вопросов, на которые в театре отвечали. У них через слово – про шаманство, про магию, и все это проросло в тот материал, который мы совместно создали, я даже не говорю про хореографический рисунок, который заранее невозможно было придумать. Для меня здесь решилась другая задача: наполнение смыслами и соединение разных визуальных и аудиосредств. Нам удалось снять и видео, и в течение всего спектакля была онлайнтрансляция, которую мы поручили сыну одной актрисы.

– Что значит, онлайнтрансляция?

– Мальчик вышел с телефоном из театра ровно в семь часов, когда начался спектакль, и пошел по городу, по свободному маршруту, заходя по дороге, то в магазин, то во двор, и все это транслировалось на один из экранов. Он очень переживал, что селфи плохо получится, мы не знали, куда заведет его фантазия, а еще неожиданно пошел дождь, и мы слышали на сцене, как гром гремит, видели, как он стоит на каком-то крыльце и просто снимает этот дождь, мне кажется, это было очень здорово. На других экранах показывались картины художника Александра Доможакова, видеоинтервью с разными людьми… В это же время артисты на сцене были одновременно артистами и людьми, пытающимися разобраться в том, что они в данный момент транслируют. А какие у них лица! Фактура сама по себе киношная. Время было совершенно не линейным, и эта непричесанность всего происходящего тоже была уместной. Все происходило именно здесь и сейчас. И именно здесь я поняла, что необязательно все объяснять, этому научили меня в «Читiгене».

***

Эскизы спектаклей, созданных в рамках театрального проекта, при дальнейшей доработке смогут пополнить репертуары театров. Результат Лаборатории может быть совершенно неожиданным, тем она и хороша, что можно экспериментировать не боясь. Любой актер, любой режиссер обладает своей индивидуальностью, на Лаборатории они встречаются, что порой бывает удачно, порой не очень. Эскизы спектаклей по окончании Лаборатории представляют на суд зрителей, которые с удовольствием принимают участие в обсуждении показанных работ, а затем голосуют за каждый эскиз, выбирая один из двух вариантов: «продолжить работу» или «забыть, как страшный сон». Самые удачные эскизы будут доведены до полной версии спектаклей, чтобы войти в репертуар. Вся творческая команда Лаборатории Театра Наций будет вспоминать о теплой Хакасии с любовью. Лабораторная неделя прошла насыщенно. Общение было взаимно приятным, ярких впечатлений – масса.

 

Материал напечатан в журнале "Театральный мир" № 10 за 2018 год

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.1887837314597129&type=1&l=cc13b1549e 

Фото: Лариса Каневская

Театральная Лаборатория Театра Наций в Хакассии - июнь 2018 года, Минусинский драматический театр, Русский республиканский драматический театр имени М. Ю. Лермонтова (Республика Хакасия, г. Абакан), Хакасский национальный драматический театр имени А.М. Топанова (Республика Хакасия, г. Абакан), Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген»