Перед началом прогона в Театре «Модерн» провели пресс-конференцию, на которой художественный руководитель театра и режиссер премьерного спектакля «Кладбище понтов» сказал правильные слова о том, что в это непростое время всем нужно продолжать жить, а не просто выживать:

- Сейчас сложный период для всех театров. Когда в зале разрешалась пятидесятипроцентная рассадка, это было тяжело для нормального функционирования театрального процесса, при двадцати пяти процентах  наполняемости зрительного зала, театры оказываются в катастрофическом положении. Сегодня очень важно не прервать цепочку: театр – зритель. Скоро будет год, как тянется эта история с пандемией, народ может совсем отвыкнуть от театров, музеев. Если бы о театрах писали и говорили столько, сколько о ковиде, мы бы жили совсем в другой стране.  Пишите, пожалуйста, все, что хотите, неважно, отрицательные или положительные отзывы, те, кто сам боится ходить по театрам, будут хотя бы читать. Общайтесь на тему культуры.  Вы поймите, что людей из депрессии будут выводить не политики, а творцы – художники, режиссеры, актеры.

В последнее время я заметил одну важную вещь: зритель изменился. Во время пандемии 50 процентов зрителей реагировали на спектакль как 150 процентов. Эту колоссальную отдачу очень чувствуют артисты. На поклоны выходят буквально со слезами. Сегодня в театры нужно ходить, как никогда. Транспорт, вот, битком, потому что сильная отрасль, могут нажать, кулаком стукнуть, а культуру на государственном уровне никто всерьез не воспринимает.

Вы не представляете, как мы тут у себя в театре все протираем и обрабатываем разными санитайзерами. Мы даже ароматические лампы включаем. Может зрителям на входе не температуру мерить, а нюх проверять.

В заключение хочу сказать, что избалован хорошими актерами, не признаю никаких кастингов и всегда точно знаю, кто у меня будет играть.

Автор пьесы «Кладбище понтов» – современный драматург Рина Ю.  Ее текст сначала был заявкой на мультфильм, мы его переделали под пьесу. Все театры сказали, что это невозможно поставить, тогда я решил, помните, как в «Служебном романе»: «Хорошие сапоги, надо брать…». Взял пьесу и  поставил.

Свой спектакль постановщик назвал «мужским спектаклем с добрым женским сердцем». Действительно, среди героев спектакля – «Бэха» (Алексей Баранов), «Бентли» (Алексей Толмачев), «Мерс» (Юрий Анпилогов), «Ягуар» (Юрий Соколов), «Майбах» (Александр Жуков) и др. самой доброй, если не считать разорившегося коллекционера Аркашу (Владимир Левашев), оказывается «Бабушка Тойота» в исполнении Анны Каменковой. Честно говоря, жаль прекрасную актрису, безусловно, являющуюся звездой Театра "Модерн" за то, что она вынуждена проговаривать такие самодеятельные тексты. Все же не зря другие театры отказались ставить пьесу о понтах.

Сначала действие длится утомительно и невнятно. Что изображают вертикальные сооружения, похожие на три старые печи (сценография Юрия Грымова), мы так и не поняли. Больше декораций, практически, нет, если не считать железной бочки и металлического ограждения автопогрузчика, но сути дела это не меняет.

Пожилой человек приглашает музыканта (Богдан Щукин) выступить перед машинами.

Для Аркаши машины – существа одушевленные и заменяют ему семью. Вполне возможно, ведь автолюбители часто разговаривают со своими «ласточками». При чужаках автомобили – герои спектакля  «разговаривают» только звуками клаксонов и светом фар, но ночью они выходят пообщаться. Всех их объединяет тоска по прежней бурной жизни у хозяев – понтярщиков.

Когда Аркаша умирает от сердечного приступа, автомобили логично решают, что у старика заглох мотор, и ждут, кто же теперь станет их хозяином и сторожем.  Каждый рассказывает свою историю «понтов», и эти монологи дают артистам хоть какую-то возможность проявить себя, а не толпиться безликой толпой на этом кладбище металлической рухляди.

Зал оживляется, когда в компанию дорогих иномарок попадает простой «Хендай» (Александр Горелов), выглядящий как дешевые «жигули». Идет некоторое узнавание характерных деталей и высказываний.

Сначала все автомобили брезгливо отворачиваются от чужака, но быстро забывают о своей избранности, когда их всех вместе отправляют в переплавку.

По дороге машины проявляют себя, как люди, сообразно, характерам: кто-то выкрикивает идейные лозунги, кто-то агрессивно пытается вырваться, кто-то трусливо жмется в середину, кто-то ищет варианты спасения.

Добрая «бабушка Тойота» всех примиряет, но особого сочувствия эта история все равно не вызывает.

Мы выходили из театра с некоторым недоумением и пониманием: понты бессмертны. А знаете, что? Было достаточно много расчувствовавшихся зрителей, а значит, все не зря.

Все равно, театр - самое живое и лучшее из всех видов искусств, в котором всегда можно найти зрелище на свой вкус и свое понимание, главное, чтобы театр жил!!!

Фотографии автора и с официального сайта театра

#спектаклькладбищепонтов#рецензияотзыв#театрмодерн