Опера никогда не относилась к моему любимому жанру потому, что я предпочитаю психологическую драму, условности короткого оперного либретто и замершие во время извлечения сложной вокальной партитуры исполнители меня напрягают, а еще… и это, наверное, главное: я мало что в опере понимаю. Поэтому пишу отзыв на «Отелло» не для знатоков, а для рядовых театралов, многочисленных знакомых, также редко бывающих в опере, как и я, и именно поэтому рекомендую не пропустить хороший спектакль.
Премьера «Отелло» в Московском Академическом Музыкальном Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась в рамках XIX сезона
Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес". Спектакль, поставленный режиссером Андреем Кончаловским, покорил почти по всем статьям. В первую очередь, надо отдать должное гениальной музыке Джузеппе Верди и артистам МАМТа. Затем, отметить сильнейшую постановочную часть – музыкального руководителя и дирижера Феликса Коробова, художника-постановщика Мэтта Дили, художника по костюмам Дмитрия Андреева. Великолепное музыкальное сопровождение и современная, точная сценография, подчеркивающие главные смыслы происходящего, шикарные по фактуре и цвету дорогие костюмы, от которых глаз не оторвать. Правда, после антракта зачем-то всех (кроме Дездемоны) переодевают в униформу итальянских фашистов, что неожиданно. Возможно, именно этого удивления и добивался режиссер Андрей Кончаловский, но… неужели недостаточно страстей человеческих, так гениально описанных великим Шекспиром и оформленных Верди? Зачем переносить действие «Отелло» во времена «римского приветствия», «чернорубашечников» и Муссолини? Режиссер хотел показать истоки фашизма в ненависти Яго к смуглому мавру…или презрительном отношении к женщине, что актуально? Или для него трагедия Дездемоны, до самой последней минуты не верящей в непримиримую жестокость Отелло, аналогична той, когда люди, столкнувшиеся с фашистскими зверствами, не могли даже представить, что Человек на такое способен? Во времена фашизма, национализма, развязанных войн людей не считают, как муравьев в разоренных муравейниках. А вот персональная личная трагедия всегда трогает больше, когда дело касается себя, близких родственников и друзей, именно это цепляет, и именно поэтому творения Шекспира бессмертны.
Как бы там ни было, спектакль в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко получился очень достойным. Особый респект артистам, исполняющим главные роли.
Отелло (Николай Ерохин) – такой незабываемый мощный образ героического воина, побеждавшего в бою, но в мирной жизни оказавшимся закомплексованным, слабым, не смеющим поверить в любовь и преданность красивой женщины. Для борьбы с бытовым коварством он оказался слишком наивен и недалек, и не сумел отличить правду от лжи, верность от предательства.
Дездемона (Елена Гусева) – благородная, нежная скромная красавица, способная составить счастье любого, но на свою беду отдавшая сердце яростному ревнивцу, погубившему и ее, и себя. Сердце сжимается от ее отчаянной покорности судьбе и жалостной прощальной песни.
Яго (Алексей Шишляев) – само воплощение зла, ядовитый змей, коварно ужаливший в самое больное место. Интересно как артист работает над этой ролью на сопротивление – его добродушная внешность никак не вяжется с образом мерзавца и негодяя, тем интересней вышел результат. В жизни такая беда тоже случается - от некоторых «белых и пушистых» никак не ожидаешь «подлянки», а они ее совершают и ранят очень больно...
Торжествующий над чужим горем Яго, плачущая от несправедливого унижения Дездемона, ослепший безумец Отелло - эти прекрасные актерские работы таковы, что спектакль, безусловно, достоин внимания.
Опера идет на чистейшем итальянском языке с субтитрами, порой не верится, что все до единого артисты – российские. Массовка выразительна и пластична, есть, на что посмотреть и что послушать.
Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф: Сергей Родионов
#Отелло#опера#отзыв#МАМТ#постановка#КончаловскийОперадлявсех#ФеликсКоробов#ОтеллоНиколайЕрохин#ДездемонаЕленаГусева#ЯгоАлексейШишляев#ЧерешневыйлесПремьераОтелло#