«Помогать надо тому, кому надо помогать…»

На игровое поле Театра им. Пушкина впервые выходит Евгений Гришковец с новой пьесой «Между делом». От этой встречи, «между делом», выигрывают все: репертуар театра пополняется качественным спектаклем, артисты получают колоритные роли современников, а зрители – возможность провести хороший театральный вечер без подвоха. Впрочем, в Театре Пушкина всегда стараются придерживаться такой политики: не распугивать, а привлекать зрителей.

Пьеса «Между делом», по словам самого автора, основана на документальной истории, и действительно, все  происходящее на сцене, настолько знакомо и соответствует современным жизненным реалиям, что никого не удивляет. Суть в том, что один известный писатель Леонид Львович Весневич (Александр Арсентьев в этой роли невероятно напоминает самого Гришковца), проникшись талантом молодой  провинциальной художницы из Барабинска Зины Серебровой, сначала пытается популяризировать ее настенную живопись, показывая столичным знатокам фотографии барабинского Стрит-арта на телефоне. Затем выясняется, что девушку надо спасать от большого тюремного срока, грозящего ей за то, что жила с наркодилером.

Из Википедии: город Барабинск имеет статус городского поселения и является железнодорожным узлом на Транссибирской магистрали. Население — 28 704 человек. Вот в этом далеком поселке городского типа творит гениальная, по заверениям впечатленного писателя, художница Сереброва. «Неужели России не нужны таланты?» - периодически задает вопрос писатель своим визави. Оказывается, совершить благородный поступок сегодня не так-то просто. Недаром, все влиятельные лица, к кому он обращается за помощью, скептически пытаются распознать корыстный интерес или хотя бы родственную связь просителя с неизвестной девушкой.

По мнению  жены писателя Ольги (Эльмира Мирэль), муж тратит уйму времени и денег на какую-то подозрительную девицу, почем зря использует нужные связи, когда собственному сыну не хватает отцовского внимания, вследствие чего, грозит армия (бросил институт). Новый роман Леонидом Весневичем отложен, а меж тем, его ждут издатели и читатели.  Беспокойство жены логично и понятно  любой женщине: муж увлекся юным талантом, под угрозой все - налаженный семейный быт, писательская карьера…. Понятны и ее тревога и раздражение, и его расстройство от того, что никто в целом мире, даже близкие не понимают его чистых благородных помыслов.

Все мы, простые люди - не ангелы, не миротворцы, не святые, не «матери Терезы»…  потому особенно обидно, когда, в кои-то веки, пытаешься совершить благородный поступок, а тебя подозревают, черт знает, в чем. Нас в детстве пугали буржуазным оскалом, мол, там у них, на Западе  - человек человеку волк, не то, что при социализме, где все друг другу - товарищи и братья. Нам твердили, что для советского государства главное – судьба человека, вот только достроим общество развитого социализма, а потом и заживем при коммунизме.  Социализм с человеческим лицом построили, но не у нас, а на прогнившем Западе, нашему же государству, по-прежнему, все еще, снова, опять не до людей.

Не подумайте, что Евгений Гришковец призывает на баррикады. Драматург -  режиссер далек от политики. Он просто описывает судьбу одного человека и встречи с теми, кто невольно оказался в орбите внимания писателя, твердо решившего помочь талантливой художнице. Бесценное качество хорошего писателя – иронично описывать страшное и глупое, сразу становится как-то легче жить. И появляется надежда, что все еще будет хорошо.  А, на самом деле, с человеком происходит беда: девушке грозят долгие годы заключения, и ничего с этим поделать уже нельзя – 228 статья УК РФ не предусматривает никаких послаблений. Вот, если б взбалмошная колючая Зинка Сереброва (Елизавета Кононова) оказалась родственницей какого-нибудь высокопоставленного чина, то наказание можно было бы пересмотреть, а так… даже генералы МВД разводят руками. Все мы это отлично знаем по нашумевшим материалам СМИ или от собственных знакомых, но то, что раздражает и угнетает в жизни, в постановке Гришковца  смотрится вполне симпатично.

В спектакле герой Александра Арсентьева встречается с разными персонажами, надеясь, что они смогут хоть как-то помочь, и каждую встречу отличает  точность хорошо выписанных диалогов и виртуозность актерской игры. Примечательно, как директор центра современного искусства Глафира (Александра Урсуляк) с распростертыми руками приглашает знаменитого писателя в свою картинную  галерею и даже готова принять его протеже: «Пусть эта ваша Сереброва приезжает со своими работами в Москву, посмотрим…».

И как меняется ее тон и зло суживаются глаза, когда писатель просит подписать письмо в защиту невинно осужденной. Все, что выходит за рамки простой вежливости, не касается занятой бизнес-леди от Искусства. Взваливший на себя высокую, но неблагодарную миссию по спасению таинственного гения, писатель разражается справедливо гневной тирадой по поводу того, что в современном искусстве можно раскрутить и сделать знаменитым любого, заморочив голову публике, а можно и вообще обойтись без публики: «Ваши выставки идеальны без людей, люди всегда все портят…».

Разговор с хорошим знакомым высокопоставленным полицейским чином Алексеем Лугиным (Сергей Ланбамин) тоже ничего не дал.

Чиновник  честно разводит руками, но по дружбе все же молвит за него словечко перед   генералом МВД по фамилии Конь (Владимир Майзингер). И здесь публика просто наслаждается очень смешной, потому что узнаваемой сценой в бане: сотрудники прокуратуры принимают писателя, парят, потчуют особым генеральским самогоном и чаем, затем он весь вечер их развлекает свежими анекдотами, а в конце задает свой главный вопрос о судьбе художницы. Это расстраивает генерала, расположившегося, было, к гостю. Видно, что писатель - мужик хороший, только непонятно, ради чего старается.

Приятель писателя Алексей Лугин (Сергей Ламбамин) искренне переживает, что не смог помочь другу и не понимает, из-за чего тот так расстраивается, ведь Сереброва ему никто.

- Помогать надо не мне, а тому, кому надо помогать! – В который раз пытается объяснить Весневич.

Для меня одна из самых забавных картин – встреча знаменитого писателя с начинающей журналисткой (Анастасия Белова), корреспондентом районного портала Кульбит (культурный бит). У корреспондентки - ни культуры, ни подготовки, но зато - напористость и апломб. В Леониде Весневиче она разочарована: плохо отвечает на ее «уникальные» вопросы. А он изо всех сил старается быть вежливым, что с удовольствием одобряют зрители.

Один из важнейших моментов спектакля, когда доведенный до отчаяния писатель выдает монолог о значении искусства и культуры. Серьезные и острые темы не нужны властям, их не поддержат ни рублем, ни прессой, несогласных легко прикроют. И без культуры, оказывается,  вполне себе  живут, а  развлечь генералов могут охота, рыбалка и спорт.

И финальной яркой точкой - колоритная сцена в далеком следственном изоляторе.  Забавная служащая (Екатерина Сибирякова) с прической по случаю приезда знаменитости, из стеснительной  поклонницы мгновенно превращается в суровую надзирательницу, когда в комнату свиданий доставляют осужденную Сереброву (Елизавета Кононова). Девушка ведет себя, как дикий  подранок, не понимающий, за что его ранили. Жизни Зина еще не видела, а ей ее уже испортили.

Изобретательная сценография Николая Симонова и костюмы Марии Даниловой дополняют картину знакомого мира, в котором мы привычно  обитаем, и все мы в нем - актеры.

фотографии Александра Иванишина