Что может быть интереснее для обычного зрителя, чем заглянуть за кулисы или на съемочную площадку, где творят деятели искусства? Кино, как мы помним, «важнейшее из искусств», поскольку влияет на огромные массы людей. Пьеса Эдварда Радзинского - о людях, которые снимали кино, и из-за которых кино снимали, не доводя до экрана. Действие спектакля режиссер Юрий Иоффе перенес из 60-х в 70-е годы, в то время, когда сам пришел работать в театр и когда «оттепель» уступила место «заморозкам». Время действия в спектакле «Снимается кино» обозначено аутентичными приметами, начиная с музыкального оформления и заканчивая деталями быта и одежды, которые знающая публика непременно оценит.
Юрий Иоффе признался, что несколько десятилетий горел желанием поставить именно эту пьесу в Театре им. Маяковского, и наконец, все сошлось в прекрасном камерном пространстве Сцены на Сретенке. За годы ожидания у режиссера сложилось точное представление, кого из артистов задействовать в спектакле, в итоге он собрал команду единомышленников, способную увлечь зрителей с первых минут.
На планшете сцены художник Александра Глебова выстроила целый съемочный павильон с настоящей кинокамерой, кроватью, телефонной будкой, рабочим местом звукооператора и даже… несколькими квартирами, возникающими по ходу действия, как по волшебству. Все это бодро разворачивается под советские песни ВИА «Самоцветы».
Зрители становятся свидетелями обычного суматошного съемочного дня, где каждый участник процесса уверен, что именно без него «кина не будет». Однако, и непосвященному человеку со стороны понятно, что ни пройдоха администратор Борис Григорьевич (Дмитрий Прокофьев), ни равнодушно-циничный кинооператор (Андрей Гусев), ни харизматичный звукорежиссер (Максим Глебов), ни самовлюбленный киноактёр - «восходящая звезда» (Всеволод Макаров) не знают, каким будет фильм. Это – прерогатива режиссера.
Все закручивается, когда в павильон влетает режиссер фильма Федор Нечаев (Алексей Фатеев). Своей творческой энергией этот человек должен зажечь, вдохновить, побороть всё и всех. Он бы и поборол, если б не переживал личный кризис. Задумав фильм о любви, Нечаев испытывает совершенно противоположные чувства. Жена, когда-то любимая девушка Инга (Наталья Коренная), назойливо мучает, «достает» его мелочными обидами и тотальным контролем, ревнуя к работе: «Лучше б пил и бегал за юбками, приходил домой как все нормальные мужчины…». Нечаеву нечем крыть – любовь испарилась, он - не мужчина, а режиссер. Работа пока еще условно держит потому, что хочется снять самый лучший фильм. Необязательность и творческий бардак киногруппы можно преодолеть лишь созидающей любовью. Любовь к Нечаеву приходит, как по заказу, в образе смешной взбалмошной девчонки из массовки. Аня (Анастасия Дьячук) – непосредственная, очаровательная и… отчаянная. В нее, чистую и светлую, настоящему творческому человеку невозможно не влюбиться. Недаром молодой художник Петя (Максим Разумец) бьется за нее (буквально, кулаками), мстя режиссеру за свое поражение. Аня самоотверженно выводит Нечаева из творческой депрессии, но, увы, не спасает кино.
Судьбу кино решают не те, кто его снимает, а тот, кто может снять с производства или дать «зеленый свет». Пока редеющие ряды романтиков продолжают «гореть», на главную роль в искусстве претендуют бюрократы. В этом пьеса не теряет актуальности, только нынче главная роль – все же у продюсеров.
В спектакле все персонажи, тормозящие творческий процесс, получились яркими и конкретными. Помимо явного саботажника Фекина (Дмитрий Прокофьев), вечно срывающего съемки по своей халатности, это - Трофимов (Алексей Фурсенко), чиновник из Минкульта, бывший сокурсник Нечаева. Банальная ревность крепкого середняка к таланту движет помыслами чиновника, плюс желание угодить вышестоящему начальству. Это и - кинокритик Ирина Кирьянова (Зоя Кайдановская), решительная, когда хочет обольстить главного редактора киностудии (Евгений Парамонов), и расчетливо опасливая, когда требуется вступиться за талантливого режиссера, не ищущего ее покровительства.
В спектакле есть очень сильная сцена, в которой нереализованная женская суть критикессы взрывается, и Ирина бросает в лицо своей пожилой тете – заслуженной актрисе Надежде Кирьяновой (Людмила Иванилова) жестокие слова собственных обид, а та, с достоинством парируя оскорбления, рассказывает о триумфе возрастной Сары Бернар в роли молоденькой Жанны Д’Арк, спокойно настаивая, что актриса должна «играть, играть и играть» до самой смерти.
Органична актриса Мария Фортунатова в роли ассистента режиссера, исполняющего также обязанности «хлопушки». Глубок и неоднозначен главный редактор Кирилл Владимирович (Евгений Парамонов), где-то внутри импонирующий талантливому Нечаеву. Кирилл Владимирович - человек умудренный и явно битый, после чего надежно встроившийся в систему. Это ведь он, редактор, советует критикессе отмолчаться на заседании Совета, не защищать режиссера, снявшего, по ее определению, «нечто лермонтовское»: «Не надо его жалеть, художник должен быть несчастным…». А сам вдруг бросается на амбразуру защиты: «Понимаете, не то плохо, что есть плохие люди, а плохо то, когда их боятся…».
Очень точной и смешной вышла упертая девушка из массовки (Анна-Анастасия Романова). Эта блондинка способна на все, лишь бы засветиться в кино. Ей хочется славы, ради которой она не побрезгует ничем.
Если бы режиссеру Юрию Иоффе удалось сократить спектакль примерно на треть, его можно было назвать блестящим - ведь постановка изобилует бенефисными мизансценами, в которых удается блеснуть практически каждому актеру, но… три с половиной часа высидеть нелегко.
Что станется с произведением талантливого режиссера Федора Нечаева? Спектакль, как и пьеса, не дает ответа. Съемки приостановлены ввиду узости тематики. «В мире столько масштабных событий, а ты любовью занялся…», - выговаривает чиновник непокорному творцу. - Идет студеное время, сейчас пройдет только верняк…». Во все времена творческих людей останавливают, закрывают чиновники и бюрократы, желающие, чтобы художник отвечал на их указания: «Делай так!» – «Будет сделано!», - но таланты никогда не смогут существовать по чьей-то указке, так что кино будут снимать, значит, его будут снимать…
фотографии Сергея Петрова предоставлены пресс-службой Театра им. Маяковского
материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 6-7 за 2019 год