"...Чем больше я всматриваюсь в смерть,
тем сильнее я постигаю жизнь…»
Томас Манн
Самое большое счастье, которое испытываешь во время спектакля «Дорога» Театра Музыки и Поэзии - это сознание того, какой нетривиальный и сложнейший материал выбирают нынче творческие молодые люди. Внимание режиссера Государственного академического театра им. Вахтангова Гульназ Балпеисовой и артиста того же театра Максима Севриновского привлекли новеллы Томаса Манна.
Произведения Томаса Манна – автора знаменитых романов: «Будденброки», «Признание авантюриста Феликса Круля» и «Волшебная гора» хорошо знакомы российским театралам, но именно в его новеллах особенно заметно влияние Федора Михайловича Достоевского – подробное описание психологии печального человека.
Театр Камбуровой с момента своего создания стал антонимом пошлости и банальности, оплотом высокой Поэзии и Музыки. За двадцать семь лет театр обрел своих, особенных зрителей - приверженцев песенной драматургии. Однако, проекты, подобные «Дороге» Томаса Манна, открывают дорогу (простите за тавтологию) в театр новому зрителю – поклоннику философии, психологии и дзена.
История героя - его грусть и разочарование, отчаяние и одиночество, ирония и скука, взгляд изнутри и внешнее созерцание… передана Максимом Севриновским сдержанно и достаточно отстраненно, чтобы каждый зритель, при желании, мог временами убирать для себя «четвертую стену» или скрываться за ней. Постановка молодого режиссера не относится к развлекательным. Спектакль для не ленивой публики.
Надо ли говорить, что во всех постановка Театра Камбуровой одним из главных героев непременно является Музыка. «Потребность человека рассказать о себе самом изобрела звуки». Томас Манн и сам утверждал, что воспринимает «художественную форму романа как своего рода симфонию, как ткань идей и музыкальное построение».
Так и произведения Баха, Бетховена, Иоганна Штрауса, звучащие a cappella (Елена Веремеенко, Анна Комова, Евгения Курова, Алена Парфенова), тонко дополняют рассуждения Лобгота Пипзама (Максим Севриновский) о жизни и смерти.
- Не верю, не верю людям… я мечтаю о жизни и жду смерти…это мое последнее разочарование. – Герой меланхолично пьет, иронично оправдываясь, - Это же еще не конец света…
После спектакля мне было интересно пообщаться с режиссером и артистом.
Гульназ Балпеисова
- Скажите, пожалуйста, Гульназ, чем именно вас привлек Томас Манн?
- Пока для меня из всех авторов именно у Томаса Манн – экстраощущенние ценности в одиночестве. В одиночестве у Томаса Манна есть огромное богатство, он очень это ценит. И мне очень нравится его фраза в «Волшебной горе» про «хирургию души». Для его романов я пока слишком мала и пока нахожу для себя смысл работать над его ранними новеллами. В этих маленьких новеллах, как в любом хорошем анекдоте есть все.
- Как вы полагаете, готовы ли зрители века комиксов и чтения коротких постов в соцсетях к восприятию такой неторопливой рефлексивной прозы?
- Сейчас, наоборот, тенденция к интеллектуальной эпохе…
- Да что вы? Наверное, в вашем узком кругу…
- По крайней мере, в моем окружении есть ребята намного моложе меня и они вполне могут дать мне фору. Я у них учусь, я ими восторгаюсь. Мне кажется, сегодня необходим диалог…
- Но в вашем спектакле, скорей, присутствует монолог…
- Ну, это такой монолог, в котором ты можешь отождествить самого себя с этим человеком, задавая себе эти же вопросы: что такое счастье, как бы тривиально это не звучало, и что такое любовь, когда мы ее теряем, не вечна же она…и как мы это оправдываем.
- В вашем спектакле горечи и разочарования больше, чем радости…
- Мы возвращаемся к тому же «горю от ума». Мы не существуем здесь и сейчас, мы находимся в перманентной оценке того, что происходит здесь и сейчас.
- Почему на роль главного героя вы пригласили именно Максима Севриновского?
- Максим как раз тот артист, который постоянно залает себе вопросы, как правильный художник, который никак не может найти никакие ответы. У художника и не может быть никаких ответов, иначе сразу станет скучно жить. Раз понял, значит можно умирать. Вот и в спектакле, как бы цинично не относиться к смерти, умирать не хочется, поэтому хватаешься за велосипед...
- Как вам работалось с вокалистами? Ведь вокал – важнейшая составляющая Театра Музыки и Поэзии…
- Когда я на первой репетиции услышала голоса, у меня родилось ощущение тонкой французской игры. Вот представьте, приносит ювелиру бриллианты, изумруды, сапфиры и просят сделать из всего этого одно кольцо. Он готов сделать четыре, но заказчик просит одно, чтобы там было все. Когда я работала над спектаклем, у меня было такое ощущение невозможности собрать все вместе и необходимости этого. Я встретила прекрасных профессионалов и очень открытых людей. Думаю, это заслуга Елены Антоновна – такая атмосфера в театре.
Максим Севриновский
- Как вахтанговский артист оказался в Театре Музыки и Поэзии?
- Вообще-то у меня уже был здесь спектакль «Вода Камень Море» с Олегом Кудряшовым, правда, давно. Мы хотели сделать с Гульназ моноспектакль, а ту нам предложили, да еще тут такие возможности – звуковые и атмосферные, которых нет нигде, просто сказочные.
- Каково вам лично внутри эстетики Томаса Манна?
- Там есть такой фокус: мы сидели, думали, сочиняли и поняли, что спектакль должен быть в дзене. Как обычно бывает в театре? Я должен на сцене показывать – доказывать, что у меня болит. А есть такая боль, которая висит, и на которую люди смотрят и начинают думать о себе. Мне интересно слушать зал, я его воспринимаю. Мой герой из своей боли пытается сделать маленькое представление, хотя понимает, что зрители его все равно до конца не поймут, но он их все равно имеет в виду. В финале ему дочь кричит: ты – волшебник.
- Дзен - это ведь некое созерцание, сосредоточие, тихая отстраненность…
- Моему герою так больно, что ему все равно, как его слушают, он на зал не давит, ему все равно. Потом некоторые вещи сработают потому, что только в спокойствии в людей может что-то попасть, и они будут думать про свое.
- Но, согласитесь, что ваш зритель должен быть готов к этой работе…
- А у него выбора нет, тут такие правила игры. Он сидит и думает: так, меня не развлекают, ладно, послушаю. Мне тут что-то надо разгадать, услышать.
- Когда не навязывают, люди сами получают удовольствие от собственных решений…
- Да, и фокус в том, что зрители вместе со мной в живом контакте начинают разбираться в личном, болезненном…, и происходит чудо. Этот театр тоже – про чудо.
- Хочу сказать, что ваш спектакль «Дорога» – очень атмосферный, и он гармонично вписывается в неповторимое пространство Театра Елены Камбуровой.
фотографии Ларисы Каневской