http://www.teatral-online.ru/i/ph/xl/xl_20160820154936.jpg


1. спектакль "ШКОЛА ЖЕН"

2. спектакль "На бойком месте"

3. спектакль "КАТЕРИНА ИЛЬВОВНА"

4. спектакль "Кинастон"

5. спектакль "Ночи Кабирии"

6. спектакль "Разговоры после..."

Спектакль «Малгил» поставлен по загадочному сборнику рассказов удивительного писателя, которого, по собственному признанию автора, вдохновляла на творчество всякая «чушь». Идеалом для Даниила Ивановича являлось, то, что не имело никакого практического смысла.

Поклонниками Даниила Хармса никогда не было большинство, его книги - для избранных читателей. Но, если вы цените острый и насмешливый ум, если можете принять этот чудный и чудной мир, тогда получите огромное удовольствие и от чтения, и от перечитывания, и от просмотра нового спектакля Александра Марина на сцене Табакерки.

Об этом «после…»

Вот уже второй пьесой француженки Ясмины Реза Театр под руководством Олега Табакова обогатил свой репертуар. Пьеса «Искусство» была поставлена в Табакерке двадцать лет назад и шла с большим успехом. Сегодня молодой режиссер Данил Чащин взялся за «Разговоры после погребения». Обе пьесы Ясмины Реза не отличаются навороченными сюжетными перипетиями, зато необычайно привлекательны доскональным знанием драматургом человеческой и актерской психологии. Их интересно смотреть и в них есть, что играть.

Слово «погребение» в названии нового спектакля скрылось за многоточием, оказалось необязательным. «Разговоры после…» - так же свойственны интеллигентным людям, как и регулярная рефлексия, вечное выяснение отношений и бессмысленный возврат в прошлое людям закомплексованным и неуверенным.

Главные герои пьесы – трое взрослых детей, для которых умерший отец значил так много, что и после того, как на его могилой высыпается последняя горстка песка, все действия и помыслы они сверяют по нему. Виртуального отца в спектакле Данилы Чащина представляет Андрей Смоляков. Его лицо, растираживанное на нескольких экранах, эмоционально реагирует на происходящее, словно тот все слышит и видит. Его присутствие реально до мурашек, хотя Ясмина Реза специально перед текстом пьесы отметила для будущих постановщиков: «В спектакле не должно быть никакого реализма…».

Художник Николай Симонов засыпал все пространство сцены мягким золотистым песком, который идеально символизирует ускользающее, просыпающееся сквозь пальцы время. Песок в спектакле заменяет и кофе, и воду (песком из лейки «поливают» цветы), песок сыпется с неба, изображая проливной дождь… Помните, как в детской песочнице можно было легко сотворить целый город или «испечь» куличи, или поиграть в магазин …да, что угодно. Овощи для жаркого в спектакле Чащина представляют разноцветные пластилиновые губки. Сигары - мармеладные трубочки, их «курят», откусывая по кусочку и т.д.

Старший сын Натан (Евгений Миллер), его сестра Эдит (Марина Салакова) и их младший брат Алекс (Иван Шибанов), прощаясь с отцом, пытаются начать самостоятельную жизнь. Им всем перевалило за сорок, этим трем взрослым людям, не сумевшим обзавестись собственными семьями. У каждого - личный список претензий ко всему миру, но, прежде всего к отцу, которому они продолжают предъявлять счеты.

Элиза (Ольга Красько) - катализатор бурных выяснений, перемен в семье. В то время как сама девушка выглядит достаточно безучастной, у всех членов семьи сносит крышу, в какой-то момент даже у Натана – самого благополучного и уравновешенного из них. Герой Евгения Миллера недолго держится ровно. Он мог бы справиться со своей запретной любовью к Элизе один, но девушка неожиданно проявила инициативу, как тут сохранишь выдержку?

Эдит (Марина Салакова) – младшая сестра Натана и старшая для Алекса постоянно рыдает, впрочем, в такой день вполне объяснимо, но из всей палитры режиссер оставил актрисе одну черную краску. А ведь Эдит - очень даже внезапная и противоречивая: пригласив Элизу на похороны, возмущается ее нежелательным присутствием; мечтая женить хотя бы одного брата, бестактно вмешивается в их личную жизнь; укоряя девушку за то, что сводит с ума двух мужчин сразу, все же уговаривает ее остаться. И свои чувства у нее есть, просто она не позволяет их себе.

Зато чувства бушуют в безумном Алексе, хватающем ледоруб вместо секатора, чтобы извести в саду мирный чертополох. Тут молодой режиссер слегка переборщил («конечно, Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать?»). Трудно человеку, не так давно пережившему переходный возраст, понять состояние людей в переломные моменты среднего возраста. Алекс ведет себя так, что иногда прямо на сцену хочется вызвать скорую неврологическую помощь.

Артисты замечательные и текст хороший, но отчего-то порой становилось неловко: несколько мелочей досадливо мешали восприятию. Свежую могилу отца дети, буквально, растаптывают, словно не замечая. Элиза оставляет свою туфельку в песке, пытаясь убежать после объяснения в любви, но ее никто не бросается искать, как Золушку. Тогда она возвращается и почти все действие продолжает прихрамывать в одной туфле, хотя босиком было бы куда удобнее. Про ледоруб я уже упоминала….

Зато зрители наверняка испытают чистейшее удовольствие от чудесной пары - Пьера (Борис Плотников) и Жюльены (Марианна Шульц). Борис Плотников деликатно и точно рисует портрет дяди, легкого «прожигателя» жизни, любителя и любимца женщин, радующегося пустякам и отличающегося от остальных членов семьи, из всего создающих проблемы. С добродушным недоумением он наблюдает за происходящим, пытаясь всячески разрядить обстановку. Его жена Жюльена – женственная, наивная, не очень, может быть, далекая, зато сердечная и занятная.

Жюльена расцвечивает и согревает холодный дом, в котором всем неуютно. Выглядит она нелепо в этой вычурной цветочной шляпе, зато в душе у нее - незабудки. Заботливо, по-матерински, Жюльена объясняет перезрелой девушке Эдит, что хорошо выглядеть нужно всегда: «Краситься и одеваться надо для себя, и уж тогда, наверняка, кто-нибудь появится…».

Эх, велись бы все эти разговоры не «после», а до, жизнь у кого-то могла бы сложиться иначе. Людские судьбы часто вершат произнесенные или невысказанные слова. Вот театр и дарит нам возможность «после…» вечера подумать над этим.

 

фотографии Михаила Гутермана

статья опубликована в журнале "Театральный мир" № 3 за 2018 год

https://www.facebook.com/pg/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BC%D0%B8%D1%80-371496016231274/photos/?tab=album&album_id=1600329610014569

 

 

Сильнее нелюбви

В Табакерке замахнулись на святое – поставили спектакль по сценарию легендарного фильма режиссера Федерико Феллини «Ночи Кабирии». Киноманы вздрогнули…

Актрисы Янина Колесниченко и Алена Лаптева, в свое время окончившие Школу-Студию МХАТ, помимо службы в театре, преподают в Колледже Табакова. Пару лет назад они сделали с учениками небольшой отрывок по сценарию «Ночи Кабирии». Их так увлекла работа с главной героиней (Наталья Попова), что они стали мечтать о полноценном спектакле. Наташу Попову по окончании колледжа взяли в стажерскую группу Театра под руководством Табакова, и с одобрения Олега Павловича и Александра Стульнева (директор театра), Алена Лаптева и Янина Колесниченко приступили к репетициям.

Начинающие режиссеры сильно волновались, даже трепетали, но страстно верили, что все получится потому, что у них было целых две Джульетты Мазины – юная (Наталья Попова) и опытная (Евдокия Германова), которая согласилась участвовать в проекте вместе с молодыми актерами, отчего выиграли все.

Евдокия Германова:

- Это было предложение, которого ожидаешь, когда всю жизнь в тебе находят сходство с удивительной актрисой. И вот оно приходит, когда ты уже отчаялся ждать, и уже не можешь повторить то, что сделали Феллини с Мазиной, да и задачи такой не стояло. Новые «Ночи Кабирии» - совершенно сегодняшние энергия, страсти, цинизм и ранимость. То, что оба режиссера - актрисы нам помогало в работе над спектаклем: они могли подсказать ход изнутри роли. Рождение ролей сопряжено с подводными камнями, с нервной актерской системой, самолюбием, а режиссеры очень тонко вели. Самое прекрасное, что может быть – энергия молодых талантливых людей. У нас в процессе репетиций постоянно шел процесс взаимообмена, поиска. Молодые актеры – очень способное, результативное, выносливое поколение. У них сильно развит инстинкт здорового актерского выживания…

Наталья Попова:

- Конечно, это роль-мечта, главное, что с педагогами было так комфортно работать. У Федерико Феллини есть книжка, в которой он восемь лет подбирал образы, так вот, я могла бы быть мокрой кошкой, которая бродит сама по себе. Сама по себе, я - наивный, очень эмоциональный, может, немного истеричный человек. Было так страшно, когда я пришла работать в театр, но все оказалось чудесно. Мы каждым спектаклем пытаемся оправдывать доверие…

История наивной, влюбленной в жизнь романтичной девушки вот уже шестьдесят лет трогает сердца зрителей. Сегодня гораздо реже встречается подобная искренность, поэтому к ней хочется припасть как к живому источнику. Кабирия продолжает доверять людям, несмотря на тычки, насмешки, подлое предательство. Любовь в сердце Кабирии прорастает снова и снова, как зеленая трава сквозь асфальт - она сильнее нелюбви.

Наталья Попова так отчаянно бросается в бой за свою Кабирию, что очаровывает публику с первой сцены, когда «прохожие» вытаскивают ее, почти мертвую, из воды. Она, только что имевшая вид безвольной тряпичной куклы, вдруг оживает, яростно сопротивляясь спасительным процедурам. И не может поверить, что любимый ее чуть не убил из-за денег, которые она ему добровольно и с радостью давала.

В минуту отчаяния Кабирия встречает в заброшенном подвале старую знакомую - проститутку по кличке Бомба (Евдокия Германова). У Бомбы тоже когда-то было все: любовь и дом, и мужчины также обманывали ее, доведя до нищеты… возможно, и Кабирию ждет та же участь, но удивительно, что обе женщины продолжают верить людям и хранить свое человеческое достоинство. Пронзительно и тонко играют обе актрисы. Именно внутренний свет, которым переполнены сердца их героинь, оставляет после спектакля ощущение надежды и радости.

Оправившись, Кабирия влюбляется вновь, а судьба, насмехаясь, испытывает ее новым предательством. Ее возлюбленный Оскар (Василий Бриченко) так галантен, нежен и ласков, что, даже зная финал, хочется верить в добро. Но чуда не происходит. Кабирия продает дом, которым она так гордилась, и отдает все Оскару, а тот приходит в ярость при виде свадебного платья. Выразительный и щемящий момент, когда Кабирия в порыве отчаяния разбрасывает деньги – без любви ничего ей не надо.

В спектакле много и пронзительного, и смешного. Прекрасен эпизод выяснения отношений между певицей Джесси (Олеся Ленская) и знаменитым актером Альберто Лаццари (Никита Уфимцев), в котором самая комичная роль досталась, конечно, Кабирии. Ее «коллеги по работе», сутенер (Максим Сачков), проститутка Ванда (Анастасия Богатырева), иллюзионист (Максим Теняков), бандиты… все персонажи в спектакле - колоритные, яркие, запоминающиеся. Молодые артисты хорошо обучены и пластичны, многие играют на различных музыкальных инструментах и шикарно двигаются. Безупречна работа хореографа Николая Реутова – некоторые номера (например, танец с газетами) можно показывать в отдельном концертном исполнении.

Художнику-сценографу Ольге Рябушинской удалось разместить в крошечном подвале Табакерки целую итальянскую провинцию вместе с рекой, площадями и фонтанами, барами, двориками и подвалами. А как представить Италию без музыки? Музыкальное оформление Алексея Елкина придает всему действию соответствующее настроение.

Новоявленному режиссерскому дуэту Лаптевой-Колесниченко удалось не только перевести великий сценарий с условного кинематографического языка на еще более условный театральный, но и придумать свой собственный, очень внятный, вполне современный мир.

фотографии Михаила Гутермана

статья опубликована в журнале "Театральный мир" № 2 за 2018 год